Методические рекомендации. Магистрант должен знать, что по данному виду преступлений необходимо установить и доказать

Магистрант должен знать, что по данному виду преступлений необходимо установить и доказать:

• по субъекту преступления - кто совершил кражу, личность виновного (виновных), возраст, прошлая преступная деятельность (совершение преступлений против собственности неоднократно);

• по субъективной стороне — наличие предварительного сговора; когда и при каких обстоятельствах был осуществлен сговор, что было его предметом;

• по объекту - какое имущество похищено, размер этого имущества;

• по объективной стороне — каким образом был осуществлен доступ к месту кражи, кем и какие действия для этого были осуществлены; действия виновных на месте кражи и после нее с целью сокрытия преступления и его следов.

По способу совершения квартирные кражи, и кражи из магазинов и других хранилищ можно подразделить на две большие группы:

- кражи с преодолением (путем взлома, подбора отпирающих устройств и т.п.) запирающих устройств, преград и хранилищ;

- следственных версий и принятия решений о направлениях расследования. Изучение комплексов следственных, и иных действий, решения о которых принимаются в типичных следственных ситуациях. Освоение основных приемов расследования на различных его этапах.

Магистрант должен знать, что обычными поводами к возбуждению уголовного дела по делам о хищениях служат заявления потерпевших, а если объектом хищения является предприятие или организация - сообщения соответствующих должностных лиц или собственников, на основе собственного усмотрения органов расследования.

На начальном этане расследования мероприятия и следственные действия планируются в зависимости от повода к возбуждению уголовного дела. Если им служит заявление потерпевшего, планируется его допрос, осмотр орудий и средств преступления, допрос очевидцев, а при необходимости дактилоскопическая экспертиза. Если хищение совершено против предприятия, организации, планируются допрос соответствующих должностных лиц - субъектов хищения, способы определения размеров материального ущерба, осмотр документов, носителей компьютерной информации, назначение необходимых экспертиз.

Оперативно-розыскные мероприятия могут заключаться в поиске с участием потерпевшего или свидетелей-очевидцев виновных, ориентировании других органов милиции, изучении практики применения аналогичных способов хищения по иным архивным и приостановленным делам.

Последующие следственные действия обеспечивают всесторонние исследования предмета доказывания. Проводится допрос обвиняемого, допросы свидетелей. Существенную роль в доказывании по этой категории дел играют судебные экспертизы.

По делам о хищениях, жертвы могут быть подразделены на две группы. К первой относятся законопослушные граждане, как правило, занимающиеся коммерческой деятельностью. Ко второй лица, деятельность которых носит противоправный характер, систематически или эпизодически нарушающие закон деятельности.

Исходными для планирования расследования хищений могут быть следующие обстоятельства:

1.Хищение осуществлено, но жертва не обращается в правоохранительные органы.

2.Хищение осуществлено, носит длящийся характер, что побуждает потерпевшего заявить об этом в правоохранительные органы.

3.О факте чищения стало известно из оперативных источников, а затем жертва подтвердила его в неофициальном порядке.

Применяемые методы обучения:

Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций » предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.

 

Тема 2. Проблемы защиты и обвинения по преступлениям против жизни и здоровья

Содержание занятия

1. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

2. Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

1. Проблемы определения момента смерти человека. Определение границ жизни и смерти. Понятие убийства и его виды.

2. Отграничение убийства от иных преступлений, сопряженных с причинением смерти потерпевшему.

3. Особенности возбуждения уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию. Выдвижение версий по уголовному делу.

4. Особенности тактики проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапах предварительного следствия.

5. Допрос подозреваемого лица в конфликтной ситуации. Проверка алиби. Предъявление доказательств, как способ получения правдивых показаний.

6. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого. Проблемы обвинения лица, ранее судимого лица, в случае отказа последнего от показаний.

7. Проблемы обвинения лица, совершившего преступление в досудебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение защиты прав подозреваемого (обвиняемого) лица.

8. Проблемы защиты подсудимого в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Применяемые методы обучения:

Метод «Анализа конкретных ситуаций (кейс-метод)», который будетпредставлять собой изучение, анализ и принятие решений по конкретной следственной ситуации (проблеме), которая возникла в результате совершения преступления, реальных служебных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Магистранты квалифицируют действия преступника в первоначальной и последующих следственных ситуациях.

Метод «Просмотра и обсуждение учебных видеофильмов», где в качестве наглядного и закрепляющего материала выступают учебные и научно-познавательные видеофильмы соответствующего содержания. Данные учебные видеофильмы можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с их темой, целями и задачами, а не только как дополнительный материал.

Практическое задание:

(выполняется письменно в рабочих тетрадях)

1. Изучите Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ). Определите, какие вопросы, связанные с применением ст. 105 УК РФ не нашли отражения в данном Постановлении. Раскройте содержание этих вопросов самостоятельно.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 11;

3. Ознакомьтесь с особенностями уголовного преследования по ст.ст. 115-116 УК РФ (ст.ст. 20, 318-323 УПК РФ).

 

Тема 3. Проблемы защиты и обвинения по преступлениям против свободы, чести и достоинства личности.

Содержание занятия

1. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

2. Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

1. Проблемы определения объективных и субъективных признаков похищения человека. Квалифицирующие признаки. Специальное основание освобождения от уголовной ответственности за похищение человека.

2. Особенности возбуждения уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию. Выдвижение версий по уголовному делу.

3. Особенности тактики проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапах предварительного следствия.

4. Изучение личности подозреваемого лица. Допрос подозреваемого лица в конфликтной ситуации. Проверка алиби.

5. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого. Проблемы обвинения лица, ранее судимого лица, в случае отказа последнего от показаний.

6. Проблемы обвинения лица, совершившего преступление. в досудебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение защиты прав подозреваемого (обвиняемого) лица.

7. Проблемы защиты подозреваемого лица от необоснованного обвинения в совершении преступления. Проблемы защиты подсудимого в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Практическое задание:

1. Как определяется в законе понятие «эксплуатация»? Каково соотношение этого понятия с понятием «рабство»? Укажите статьи Уголовного Кодекса, диспозиции которых содержат признаки криминальной эксплуатации людей.

2. Жарова, 15 лет, в компании сверстников стала употреблять спиртные напитки, вступать в случайные половые связи, часто не ночевала дома. На замечания родителей, не реагировала. Отец Жаровой в воспитательных целях отвез ее в деревню к своей матери, где запер Жарову в бане, оставив ей воды и продуктов. При этом сказал, что ее заточение продлится до того момента, пока она не поумнеет. Своей матери Жаров приказал, чтобы она присматривала, чтобы девочка не убежала. В бане Жарова пробыла 17 дней. Дайте подробный юридический анализ содеянному.

 

Тема 4. Проблемы защиты и обвинения по преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Содержание занятия

1. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

2. Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

1. Понятие и пределы применяемого насилия при совершении изнасилования. Понятие использования беспомощного состояния потерпевшей.

2. Критерии отграничения развратных действий от иных половых преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

3. Особенности возбуждения уголовного дела и проведения первоначальных следственных действий по данной группе уголовных дел.

4. Тактика проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапах предварительного следствия, при наличии и при отсутствии подозреваемого лица.

5. Особенности назначения медицинских экспертиз.

6. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого. Проблемы обвинения лица, в случае отказа последнего от показаний.

7. Проблемы обвинения лица, совершившего преступление в досудебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение защиты прав подозреваемого (обвиняемого) лица.

8. Проблемы защиты подозреваемого лица от необоснованного обвинения в совершении преступления. Защита прав подозреваемого (обвиняемого) лица в ходе проведения следственных действий.

9. Проблемы защиты подсудимого в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Применяемые методы обучения:

Метод «Анализа конкретных ситуаций (кейс-метод)», который будетпредставлять собой изучение, анализ и принятие решений по конкретной следственной ситуации (проблеме), которая возникла в результате совершения преступления, реальных служебных ситуаций или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Магистранты квалифицируют действия преступника в первоначальной и последующих следственных ситуациях.

Метод «Просмотра и обсуждение учебных видеофильмов», где в качестве наглядного и закрепляющего материала выступают учебные и научно-познавательные видеофильмы соответствующего содержания. Данные учебные видеофильмы можно использовать на любом из этапов занятий и тренингов в соответствии с их темой, целями и задачами, а не только как дополнительный материал.

Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций » предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др.

Практическое задание:

(выполняется письменно в рабочих тетрадях)

1. Как следует оценить половое сношение без внешних признаков применения насилия с шестилетней девочкой? С тринадцатилетней девочкой? с пятнадцатилетней девочкой? Аргументируйте свой ответ.

2. Поляков А.С. предложил своей подчиненной П. вступить с ним в половую связь, обещая ей продвижение по службе и премии по работе. П. несколько раз вступала с ним в половую связь, но через месяц об этом узнал ее муж, и, по его настоянию, она подала заявление в прокуратуру о привлечении Полякова А.С. к уголовной ответственности. Какое решение должно быть принято по данному заявлению? Аргументируйте.

 

Тема 5. Проблемы защиты и обвинения попреступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Содержание занятия

1. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

2. Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

1. Особенности возбуждения уголовного дела и проведения первоначальных следственных действий по данной группе уголовных дел.

2. Тактика проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапах предварительного следствия, при наличии и при отсутствии подозреваемого лица.

3. Допрос подозреваемого лица в конфликтной и без конфликтной ситуации. Проверка алиби. Предъявление доказательств, как способ получения правдивых показаний.

4. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого. Проблемы обвинения лица, в случае отказа последнего от показаний.

5. Проблемы обвинения лица, совершившего преступление в досудебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение защиты прав подозреваемого (обвиняемого) лица.

6. Проблемы защиты подсудимого в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

7. Роль прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, осуществляющих предварительное расследование по указанной группе преступлений.

Практическое задание:

(выполняется письменно в рабочих тетрадях)

1. Покажите, в каких случаях возможно законное ограничение права граждан на тайну частной жизни, тайну сообщения и неприкосновенности жилища. Сошлитесь на соответствующие правовые нормы.

2. Гамсахурдия нанял частного детектива Проскурина с целью сбора информации о своей жене, которую подозревал в супружеской измене. Проскурин несколько недель следил за женой Гамсахурдия, в результате чего подозрения супруга подтвердились. Оплатив расходы детектива, Гамсахурдия обратился в суд с заявлением о расторжении брака. В свою очередь жена Гамсахурдия обратилась в прокуратуру с требованием привлечь частного детектива к уголовной ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни. Проанализируйте ситуацию с юридической точки зрения.

 

Тема 6. Проблемы защиты и обвинения попреступлениям против семьи и несовершеннолетних

Содержание занятия

1. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

2. Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Вопросы для изучения при подготовке к занятию:

1. Особенности возбуждения уголовного дела и проведения первоначальных следственных действий по данной группе уголовных дел.

2. Тактика проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапах предварительного следствия, при наличии и при отсутствии подозреваемого лица.

3. Допрос подозреваемого лица в конфликтной и без конфликтной ситуации. Проверка алиби. Предъявление доказательств, как способ получения правдивых показаний.

4. Предъявление обвинения и допрос в качестве обвиняемого. Проблемы обвинения лица, в случае отказа последнего от показаний.

5. Проблемы обвинения лица, совершившего преступление в досудебных стадиях уголовного процесса. Обеспечение защиты прав подозреваемого (обвиняемого) лица.

6. Проблемы защиты подсудимого в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

7. Осуществление прокурорского надзора за процессуальной деятельностью.

Практическое задание:

(выполняется письменно в рабочих тетрадях)

1. Что понимается под жестоким обращением с несовершеннолетним? В каком соотношении находится это понятие с понятием пытки, истязания, применения насилия к несовершеннолетнему? В каком соотношении находится понятие жестокого обращения с несовершеннолетним с особо жестоким способом совершения преступления?

2. Ознакомьтесь со ст. 5.35 КоАП РФ. В каком соотношении находится административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, с преступлением, предусмотренным ст. 156 УК РФ?

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Положение о самостоятельной работе обучающихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: