Причиныкризисановорожденности:
- физиологические (рождаясь, ребенок физически от-деляется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания);
-психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных реф-лексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Какие же безусловные рефлексы имеет новорож-денный? Это прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рожде-ния. У него нет ни единой сложившейся формы поведе-ния. Все складывается при жизни. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. Переход к новому типу функ-ционирования обеспечивается только взрослым. Наблю-дая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Един-ственное, что может ребенок, - это принять внутриутроб-ную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.
|
|
Этап новорожденности - это время адаптации ре-бенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна,
Психическое развитие ребенка в период новорожденности
Ребенок обладает чувствительностью: различает соле-ный, горький, сладкий вкусы; реагирует на звуковые раз-дражители.
Важные события в психической жизни ребенка - возник-новение слухового и зрительного сосредоточении. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-ей неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4-ей неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредо-точивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляюще-еся на 3-5-ей неделе, внешне проявляется так же: ребе-нок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недо-лго) на ярком предмете.
Зрительное и слуховое сосредоточения фактически закладывают основу перехода от ощущения к восприя-тию, к возможности увидеть предмет целиком, во всейсовокупности его свойств, а также проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за пере-мещающимся источником звука.
Эти реакции развиваются по принципу доминанты, т. е.
в момент сосредоточения все другие реакции ребенка пре-кращаются, он замирает и сосредотачивается только на том звуке или объекте, который привлек его внимание. Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, уста-навливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 ме-сяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает