Управленческий анализ

Управленческий анализ - это процесс исследования возможностей и ресурсов предприятия, направленный на оценку сильных и слабых сторон деятельности компании и выявление списка стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление надежной информации для обоснования и принятия стратегических решений. В отличие от внешнего анализа, маркетологи не занимаются управленческим анализом.

Управленческий анализ должен быть нацелен на достижение соответствия деятельности предприятия внешним требованиям и стратегическим задачам. Он должен быть всегда нацелен только на перспективу. Этим он отличается от анализа хозяйственной деятельности. Необходимость управленческого анализа определяется следующим:

1. он нужен не только для разработки стратегии развития, но и для реализации эффективного менеджмента вообще;

2. он должен выполняться, чтобы иметь объективную оценку привлекательности предприятия для инвестора, и для определения позиции предприятия в различных рейтингах;

3. если он тщательно выполнен, то позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации его внутренних возможностей к изменениям внешней среды.

Но применение управленческого анализа наталкивается на трудности с первых же шагов, а именно с определения перечня анализируемых показателей. Здесь очень слабо помогают информационные технологии: они упрощают задачу обработки больших массивов информации, но тут же выявляют ограниченность человеческих возможностей в восприятии объемной и разноплановой информации.

Набор исследуемых факторов не может быть неизменным, т.к. постоянно появляются новые проблемы и меняется весомость старых проблем. Поэтому перечень показателей, используемых в управленческом анализе, постоянно пересматривается. К числу обычно используемых показателей относятся:

• объем продаж;

• размер активов предприятия;

• количество занятых;

• научно-технический потенциал.

Журналы «Fortunе» и «Economist» предложили свой перечень критериев для оценки лучших фирм США:

• качество управления;

• качество производимых товаров и/или услуг;

• финансовое состояние предприятия;

• качество маркетинга;

• умение привлекать к работе талантливых людей, способствовать их развитию и закреплению на фирме;

• уровень долгосрочных капиталовложений;

• способность к разработке и внедрению инноваций;

• ответственность перед обществом и окружающей средой.

При выполнении процедур управленческого анализа ориентируются на следующие принципы:

1. системность;

2. динамический принцип;

3. принцип сравнительного анализа;

4. учёт специфики предприятия;

5. комплексность.

Управленческий анализ необходимо выполнять по уровням принятия решений и разработки стратегий:

1. корпоративный уровень;

2. деловой (конкурентный) уровень;

3. функциональный уровень.

Методы управленческого анализа:

1. ситуационный анализ;

2. портфельный анализ;

3. камеральные (кабинетные) исследования;

4. метод диагностического интервью, который реализуется в форме опросов сотрудников по специальным методикам в соответствии с ранее разработанными опросниками;

5. брейнсторминг («мозговой штурм»);

6. экспертные оценки;

7. математические методы (факторный анализ, анализ трендов);

8. методы, основанные прежде всего на возможностях компьютерной техники.

Выяснить, какие из этих методов предпочтительнее, можно только после неоднократного применения каждого из них. Например, метод диагностического интервью: информация, полученная с помощью такого метода, заметно искажена, т.к. люди, подвергшиеся опросу, находились под мощным влиянием внутренней среды организации. Поэтому возникла такая профессия, как консультант.

На предприятии всегда имеется множество проблем. Проблема - это несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководством, или это противоречие внутри организации, требующее адекватного управленческого решения. Консультанты — это люди, работающие в консалтинговых фирмах, которые привлекаются фирмами к решению их проблем. Польза от них двоякая:

1. консультант может иметь «свежий» взгляд на организацию;

2. консультанты находят основную для данного предприятия проблему, решение которой снимает другие проблемы предприятия либо снижает их остроту.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: