Управленческий анализ - это процесс исследования возможностей и ресурсов предприятия, направленный на оценку сильных и слабых сторон деятельности компании и выявление списка стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление надежной информации для обоснования и принятия стратегических решений. В отличие от внешнего анализа, маркетологи не занимаются управленческим анализом.
Управленческий анализ должен быть нацелен на достижение соответствия деятельности предприятия внешним требованиям и стратегическим задачам. Он должен быть всегда нацелен только на перспективу. Этим он отличается от анализа хозяйственной деятельности. Необходимость управленческого анализа определяется следующим:
1. он нужен не только для разработки стратегии развития, но и для реализации эффективного менеджмента вообще;
2. он должен выполняться, чтобы иметь объективную оценку привлекательности предприятия для инвестора, и для определения позиции предприятия в различных рейтингах;
3. если он тщательно выполнен, то позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации его внутренних возможностей к изменениям внешней среды.
Но применение управленческого анализа наталкивается на трудности с первых же шагов, а именно с определения перечня анализируемых показателей. Здесь очень слабо помогают информационные технологии: они упрощают задачу обработки больших массивов информации, но тут же выявляют ограниченность человеческих возможностей в восприятии объемной и разноплановой информации.
Набор исследуемых факторов не может быть неизменным, т.к. постоянно появляются новые проблемы и меняется весомость старых проблем. Поэтому перечень показателей, используемых в управленческом анализе, постоянно пересматривается. К числу обычно используемых показателей относятся:
• объем продаж;
• размер активов предприятия;
• количество занятых;
• научно-технический потенциал.
Журналы «Fortunе» и «Economist» предложили свой перечень критериев для оценки лучших фирм США:
• качество управления;
• качество производимых товаров и/или услуг;
• финансовое состояние предприятия;
• качество маркетинга;
• умение привлекать к работе талантливых людей, способствовать их развитию и закреплению на фирме;
• уровень долгосрочных капиталовложений;
• способность к разработке и внедрению инноваций;
• ответственность перед обществом и окружающей средой.
При выполнении процедур управленческого анализа ориентируются на следующие принципы:
1. системность;
2. динамический принцип;
3. принцип сравнительного анализа;
4. учёт специфики предприятия;
5. комплексность.
Управленческий анализ необходимо выполнять по уровням принятия решений и разработки стратегий:
1. корпоративный уровень;
2. деловой (конкурентный) уровень;
3. функциональный уровень.
Методы управленческого анализа:
1. ситуационный анализ;
2. портфельный анализ;
3. камеральные (кабинетные) исследования;
4. метод диагностического интервью, который реализуется в форме опросов сотрудников по специальным методикам в соответствии с ранее разработанными опросниками;
5. брейнсторминг («мозговой штурм»);
6. экспертные оценки;
7. математические методы (факторный анализ, анализ трендов);
8. методы, основанные прежде всего на возможностях компьютерной техники.
Выяснить, какие из этих методов предпочтительнее, можно только после неоднократного применения каждого из них. Например, метод диагностического интервью: информация, полученная с помощью такого метода, заметно искажена, т.к. люди, подвергшиеся опросу, находились под мощным влиянием внутренней среды организации. Поэтому возникла такая профессия, как консультант.
На предприятии всегда имеется множество проблем. Проблема - это несоответствие состояния управляемого объекта целям, поставленным руководством, или это противоречие внутри организации, требующее адекватного управленческого решения. Консультанты — это люди, работающие в консалтинговых фирмах, которые привлекаются фирмами к решению их проблем. Польза от них двоякая:
1. консультант может иметь «свежий» взгляд на организацию;
2. консультанты находят основную для данного предприятия проблему, решение которой снимает другие проблемы предприятия либо снижает их остроту.