Существует ряд показателей, используемых для стратегического управления производительностью бизнеса. Сюда входят:
• стратегические показатели: привлекательность рынка (структура отрасли, темпы роста, концентрация, инновации, покупательная способность, сложность логистики) и конкурентная сила (относительная доля рынка, относительное качество, интеллектуальная собственность, взаимодействие с покупателями);
• организационные показатели: корпоративная культура, стройность организации, система поощрений, структура, назначение, процессы и развитие человеческих ресурсов;
• оперативные меры: удовлетворение покупателя, совершенствование продукта или услуги, оптимизация использования мощностей, рост продуктивности, аутсорсинг.
В зависимости от относительной важности различных показателей для компании, ее система показателей может отслеживать как оперативные и фиксированные цели (например, 99% новых товаров на полках в магазинах Sainsbury), так и стратегические и гибкие (например, цель Microsoft стать законодателем стандартов в информационных сетях).
Две стороны стратегического достижения
1. Формулирование: определение самой лучшей стратегии.
2. Реализация: исполнение стратегии вплоть до достижения желаемого результата.
Хотя обе части необходимы для достижения компанией лучших результатов, именно в реализации стратегии кроются причины успеха или поражения.
Связь между созданием стратегического устремления и его реализацией
Стратегическое устремление должно развиваться на базе опыта, получаемого при его реализации. Если процесс создания стратегии с помощью плановиков или консультантов отделен от процесса ее реализации, это является барьером на пути эволюции успешной стратегии. Установление связи между построением и реализацией стратегии способствует неразрывной целостности процесса, в результате которого появляется и развивается динамичная стратегия (Peter Skat-Rordam, 2003).
Мобилизация компании
В организации, нацеленной на новые возможности, процесс создания и реализации динамичной стратегии идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Развитие бизнеса на основе возможностей в значительной степени является результатом использования открывающихся возможностей сотрудниками на всех иерархических уровнях. Благодаря этому формируются «строительные блоки» для создания стратегии, которую на конечном этапе синтезируют руководители фирмы. Таким образом, мобилизация всей компании жизненно необходима.
Самая серьезная преграда на пути реализации стратегии
Самой серьезной преградой на пути реализации стратегии является традиционный функциональный менталитет многих топ-менеджеров. В основе функционального менталитета лежит направление взгляда «изнутри наружу», при котором самыми главными факторами являются концентрация на задачах отдела, отношения, основанные на формальной отчетности снизу вверх, и иерархия власти. Функциональная точка зрения также поддерживает традиционную оценку производительности на основании использования бюджета отделами и консервативный взгляд на технологии (Spanyi, 2003).