Предмет, задачи и структура административной этики

Административная этика - наука о приложении моральных принципов к поведению и деятельности ГиМС и должностных лиц.

Предмет административной этикикак отрасли науки - моральные нормы, принципы и идеалы, которыми должны руководствоваться ГиМС в профессиональной деятельности; основная направленность их нравственного сознания; моральные коллизии в государственном аппарате.

Основнаяцель административной этики - научное определение и обоснование нравственных основ деятельности ГиМС с учетом специфики их профессиональной служебной деятельности.

Основные задачи административной этики:

а) выявление сути, роли и места морали в системе государственно-управленческих отношений, анализ морального состояния персонала ГиМС в целом;

б) научное обоснование и раскрытие содержания моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе ГМУ;

в) анализ наиболее типичных для аппарата ГМУ нравственных ситуаций, конфликтов и обоснование эффективных способов их преодоления;

г) преодоление отрыва этики от тех процессов, которые характеризуют общее состояние нравственности в стране и в Г и М структурах управления.

Основныефункции административной этики:

регулятивная - создание благоприятного морального климата на ГМС и повышение ее социальной эффективности;

ценностно-ориентировочная -обеспечить знание ГиМС моральных приоритетов, нравственных требований и норм профессиональной служебной деятельности;

воспитательная - формирование нравственных качеств и повышение нравственного уровня ГиМС, мотивацию их этического поведения.

Основные проблемы, разрабатываемые административной этикой:

• ответственности и подотчетности госслужащих;

• общественных интересов;

• конфликтов интересов;

• коррупции и борьбы с ней;

• бюрократизма, карьеризма, протекционизма;

• регулирования лоббистской деятельности;

• этику принятия и реализации решений в ГУ.

Насущнаязадача - разработка практических рекомендаций по совершенствованию морального регулирования административной деятельности и внутри аппаратных отношений в органах государственной и муниципальной власти. Такие рекомендации важны для создания более благоприятных условий проводимых в России демократических преобразований, они могут рассматриваться как один из важнейших связующих элементов между политикой и моралью.

Особое значение в административной этике придается определению моральных приоритетов, принципов и норм, которыми должны руководствоваться ГиМС в работе.

В административной этике более чем в любом другом виде профессиональной этики очень важным условием является ранжировка нравственных требований к служащим по степени их значимости для конкретного вида деятельности в рамках выполнения работниками аппарата государственной и муниципальной власти служебных функций.

На 1-ом месте - нравственный идеал государства. В демократическом, правовом государстве таким идеалом должно стать признание самоценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина.

Такой идеал - мощный мобилизующий фактор, вектор высококачественного и эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими служебного долга.

На 2-м месте моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться ГиМС в работе:

а) интересы общества и государства;

б) авторитет государственной власти;

в) честное и ответственное служение;

г) защита государственной и иной охраняемой законом тайны.

Моральные приоритеты задают общие ценностные основания ГМС.

Их цель - ориентировать служащих аппарата государственных и муниципальных органов власти на нравственно должное, нравственно ценное, каковым, безусловно, являются общественные интересы, общественное благо.

Моральные принципы -наиболее общие требования, предъявляемые к ГиМС, выражающие сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой. Как и нравственные ценности, моральные принципы в ГМУ не навязываются и в большинстве не декларируются государством, а складываются исторически в соответствии с политической культурой и сознанием нации. По сути, они выражают интересы общества, его требования к нравственному облику тех, кто от его имени реализует функции публичной власти. С развитием общества принципы могут обогащаться, наполняться новым содержанием, однако они не должны меняться произвольно в угоду политической конъюнктуре, капризам власти. Как наиболее общие требования, с помощью которых регулируются отношения в системе власти и управления, принципы административной этики являются своеобразным духовным ориентиром в деятельности ГиМС, служат критерием выбора правил поведения в служебных ситуациях.

Основные этические принципы в системе власти и управления:

лояльность (ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции, к гражданам);

законность как строгое соблюдение буквы и духа закона, конституции государства;

добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод (для рядовых граждан свобода заключается в том, чтобы «делать все, что не запрещено законом», для ГиМС она должна трактоваться иначе: «делать только то, что разрешено законом»);

добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей (ответственность перед людьми, обществом и его гражданами);

гуманизм и социальная справедливость (эти основа нравственной оценки деятельности служащих и основной регулятор взаимоотношения служащих как «слуг общества» с гражданами этого общества);

патриотизм и интернационализм.

Данные принципы - сердцевина профессиональной морали служащих в системе ГМУ, обеспечивая его надежность и эффективность. Они включены в этические кодексы ГиМС многих стран и выражают сущность требований к нравственному содержанию деятельности как института ГМС, так и каждого служащего.

Моральные (этические) принципы вытекают из нравственных ценностей ГМС и реализуются через соблюдение соответствующих нравственных норм.

В отличие от принципов и ценностей нормы административной этики имеют характер конкретных предписаний, выступают в качестве содержательной основы процесса формирования у служащих необходимых духовно-нравственных качеств, служат критерием оценки профессиональной пригодности человека к ГиМС.

Основные группы нравственных норм:

а) нормы общечеловеческого характера (честность, скромность, доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям, уважение к личности и т.д.);

б) нормы внутриаппаратного поведения (дисциплинированность, коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну, недопущение в поведении угодничества, панибратства, интриг, сплетен);

в) нормы разрешения служебных конфликтов (личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др.).

Эти нормы и принципы не действуют автоматически. Они не действуют, если для их реализации не прилагаются усилия и не создаются необходимые для этого условия. Чтобы поведение служащих отвечало принятым этическим нормам и стандартам, необходима мотивация действий и поступков ГМС, нужны меры как правового, так и воспитательно-нравственного воздействия. Основным средством регулирования поведения служащих является внутренний и внешний контроль.

В качестве внешнего контроля обычно выступают:

• законодательство по этике ГМС;

• этические кодексы; регулирующие правила и инструкции;

• отлаженный механизм подотчетности служащих;

• система контроля и ответственности.

Средства внешнего контроля это «рамочные условия». Они устанавливают, что не должен делать служащий ни при каких обстоятельствах. С их помощью ставят барьеры для неэтичного поведения служащих, определяются границы их деятельности на основе этических стандартов и принципов, нарушение которых влечет за собой правовую, административную и моральную ответственность, негативные санкции. Это «моральный минимум». Он обязан соблюдаться государственным и муниципальным служащим при любых условиях.

В отличие от внешнего контроля внутренний контроль основан на моральных убеждениях и нравственных ориентациях самого государственного и муниципального чиновника, на определенных ценностях и нормах и зависит от культурного и нравственного уровня развития служащего. Он включает в себя такие составляющие:

• этические ценности и убеждения;

• поведенческие ориентации;

• этические аспекты принятия решений.

В сравнении с внешним контролем средства внутреннего контроля составляют своего рода « моральный максимум», устанавливающий идеальный этический профиль служащего и позволяющий выбирать наиболее желательные модели поведения, исходя из принятых этических стандартов. Особенно важен внутренний контроль в ситуациях выбора и принятия решений.

Практики, изучающие ГМУ, считают, что совокупность факторов внутреннего и внешнего контроля обеспечивает реальную возможность для регулирования поведения работника, воздействуя на различные стороны его деятельности и тем самым управляя его этическим поведением. В ряде западных странах реализация этих факторов способствовала созданию целостной «этической инфраструктуры» в системе власти и управления. В России необходимость осуществления таких мер особенно актуальна в связи с дефицитом морали в государственной политике. Большинство специалистов, считает,что основная проблема – неумение создать систему, которая обеспечивала бы этическое развитие и поддержание должного морально-психологического климата в органах государственной и муниципальной власти, в среде ГиМС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: