Общие закономерности межличностных отношений и их влияние на поведение в коллективе

Представления о нравственном и безнравственном, долге, чести, достоинстве не возникают вне отношений с другими людьми. Характер межличностных отношений может, как повышать, так и понижать нравственный уровень поведения.

Особое значение сказанное имеет, если рассматривать отношения, которые складываются между людьми в коллективе, в профессиональной деятельности и непосредственно связаны с нормами служебной этики и этикета.

То, что допустимо по отношению к близким людям, не всегда приемлемо и позволительно в служебных отношениях. Что похвально в дружеских отношениях, часто неправомерно с позиций профессиональной этики. Вряд ли, например, может быть оправдана фамильярность руководителя, привыкшего всем говорить «ты», по отношению к своим подчиненным. Одно дело – помочь другу в частной жизни, но другое – создать «протекцию»знакомому при назначении на должность.

Впрочем, хотя этические нормы служебных отношений отличаются определенной спецификой, в их основе общечеловеческие нормы поведения, характерные для всех видов профессиональной этики. Важно в ходе осуществления профессиональной деятельности знать и учитывать общие закономерности, определяющие особенности межличностных отношений.

В литературе, по этике деловых отношений, указан ряд закономерностей межличностных отношений.

1. неопределенности отклика - зависимость восприятия тем или иным человеком внешнего воздействия от его личностных особенностей, конкретной ситуации, в которой происходит это воздействие, особенностей его передачи.

2. неадекватности отображения человека человеком и неадекватности самооценки; суть- ни один человек не может постичь другого человека, как и самого себя с той степенью достоверности, которая достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека и самого себя.

3. искажения смысла информации. Проявляется на любом уровне межличностных отношений и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и на выходе любого процесса.

4. психологической самозащиты. Из названных закономерностей эта одна из важнейших для управленца. Основана на бесспорном факте, по которому ведущий мотив поведения человека это его стремление к сохранению личного статуса, собственного достоинства. Любой человек придает первостепенное значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее, и это важно учитывать в общении с другими людьми, в том числе в отношениях между руководителем и подчиненным.

Другие закономерности межличностных отношений, имеющие прямое отношение к этике служебных отношений.

«Публичность» - способную породить взаимную антипатию в результате длительного общения.

«Информационная истощенность» -результатом которой может стать потеря интереса к человеку.

В этихслучаях рекомендуется, проявлять максимум сдержанности; заботиться о повышении культуры человека и, главное, стремиться не внушать людям комплекса неполноценности.

Во взаимоотношениях с людьми надо помнить об известном в общении эффекте первого впечатления и известном феномене «ошибки социального восприятия».

С одной стороны, доказано, что представление о человеке складывается в первые несколько секунд общения, так как он еще не знает, как ему вести себя с нами, и вынужден быть тем, кем является на самом деле.

С другой стороны, в случае неравенства партнеров люди склонны переоценивать психологические качества вышестоящих. Этот факт был подтвержден рядом экспериментов. В одном случае разным группам людей дали задание описать по фотографии одного и того же человека, представляя его в одной группе как героя, в другой – как преступника. Первая группа, как и ожидалось, увидела на фотографии мужественное и волевое лицо, вторая группа, напротив.

Кроме знания общих закономерностей межличностных отношений надо знать выработанные человеческой практикой правила обращения с людьми, правила взаимоотношений.

Опыт учит:

• не надо присваивать чужие заслуги;

• нельзя подчеркивать слабости других, чтобы возвысить себя;

• лучше заботиться не о своем блеске, а о том, чтобы дать блеснуть другим и этим заслужить их похвалу;

• если хочешь, чтобы обращали внимание на тебя, следует быть внимательным к другим;

• лучше не хвастаться своим счастьем, чтобы избежать дискомфорта в отношениях с людьми;

• человек должен быть весомым в своих поступках, быть самим собой, не держаться мелочей, не уклоняться от правил;

• судить о человеке надо не по его словам, а по делам.

ГиМСдолжен владеть искусствомобщения. Среди правил, облегчающих общение и способствующих достижению доверия и взаимопонимания между людьми наиболее известное– «правило трех плюсов». Оно требует от человека, желающего достичь необходимого эффекта в общении с другим человеком не забывать3-х вещей, имеющих первостепенное значение для того, с кем он общается: 1) комплимент, улыбка 2) имя собственное;3)осознание его значимости.

Всем приходилось убеждаться, какое большое значение во взаимодействии с людьми, в достижении их расположения и взаимопонимания имеет умение сделать человеку комплимент, что уже само по себе представляет большое искусство.

По мнению специалистов, комплимент, как и благодарность в этике служебных отношений не просто занимают важное место. Очень часто они более весомые составляющие служебной коммуникации, чем, например, запоздалая денежная премия, выражают проявление внимательности к успехам подчиненных, являются своеобразными формами поощрения.

Подчиненных стимулирует работу сам факт похвалы со стороны руководителя. Считается, что лучше не наказывать за проступок, чем не похвалить, не заметив успеха. Комплимент – это косвенное поощрение. Являя собой некоторое преувеличение личных и деловых качеств человека, комплимент в психологическом отношении создает отношения аттракции (доверия, симпатии, привлекательности).

Искусство общения знает различные виды комплиментов:

косвенный комплимент, его особенность в том, что мы хвалим не самого человека, а то, что ему особенно дорого (для охотника – это будет его ружье, его собака; для должностного лица или руководителя – со вкусом обустроенный кабинет и т.д.);

• комплимент «минус-плюс» предполагает, что сначала мы указываем собеседнику на небольшой минус для того, чтобы еще больше усилить и подчеркнуть его положительные качества, его плюсы («Я не могу сказать, что Вы хороший работник, Вы один из лучших наших работников»);

• человек сравнивается с самым дорогим для того, кто делает комплимент («Я очень хотел бы, чтобы мои дети были всегда такими же порядочными и ответственными людьми, как Вы»).

Такие комплименты приятны для собеседника, но их рекомендуется делать только тем людям, с которыми у вас сложились доверительные отношения, чтобы не сложилось впечатления наигранности и неискренности ваших слов.

Наиболее сложным в комплименте является умение правильно и достойно ответить на него. Рекомендуется в качестве ответа на комплимент использовать в нужном контексте и варьировать в зависимости от содержания комплимента фразу «Это благодаря вам».

Очень важноиспользоватькомплиментприкритике, помня о том, что основная цель критики – изменить человека и его поведение, а не испортить ему настроение или унизить. С этой целью очень часто используют так называемую «технику бутерброда», позволяющую спрятать критику между двумя комплиментами.

Не меньшее значение в общении с людьми имеет улыбка, которая, «ничего не стоит, но много дает». Часто именно приветливая улыбка как одно из выражений хорошего отношения к собеседнику, посетителю, клиенту во многом предопределяет их ответное доброе расположение к вам. Японцы говорят, что лучше принять в компанию служащим или продавцом человека, не имеющего диплома престижного университета, но умеющего своим поведением и приветливостью расположить к себе клиентов, чем брать на работу выпускника нескольких университетов с бесстрастной и неприветливой внешностью, сухаря и сноба.

Атрибут взаимоотношений и общения между людьми - имя собеседника, имя собственное. Вряд ли есть человек, которому неприятно, когда малознакомые ему люди называют его по имени и отчеству. Люди всегда придают большое значение своему имени, ведь со временем имя становится частью человека, составляющей его сущности. Это выражается,как в стремлении человека прославиться, так и в надежде оставить свое имя в памяти людей, своих близких. Особенно важно использовать имя собственное в деловом общении. В случае спора легче прийти к согласию, если стараться чаще называть оппонентов по имени. Если руководитель знает по имени и отчеству большинство из находящихся в его подчинении рядовых служащих, то это может существенно влиять на рост его авторитета.

Особое значение правило «трех плюсов» отводит такому важному приему, как внушение собеседнику осознания его значимости. Д. Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» отметил, что делать это необходимо всегда, и делать искренне. Пояснить эффект этого приема не сложно, он основан на учете одного из наиболее характерных присущих человеку свойств – естественного желания быть значительным. Вряд ли, например, можно ожидать энтузиазма и ответственности от подчиненного, поручения которому даются в форме приказаний, не предполагающих возражений («Я хочу, чтобы ты сделал это»). Совсем другой эффект работник или руководитель получит, если прибегнет к универсальному средству поднятия значимости своего коллеги или подчиненного и обратится к нему со словами: «Зная вашу, Иван Петрович, осведомленность во многих вопросах, связанных с деятельностью нашего управления, я хотел бы с вами посоветоваться».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: