Понятие «служебное поведение» и этические нормы

Государственность, основанная на жесткой централизации, сменяется управлением, строящимся на принципах служения государства российскому обществу, возрастают требования к нормам служебного поведения вследствие их значительного воздействия на результативность профессиональной деятельности чиновников.

Служебное поведение - разновидность социального поведения человека, включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере.

Понятие «служебный» - связано с видом профессиональной деятельности и рядом ограничений и запретов, налагаемых на лиц, которые замещают должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления и реализуют компетенцию тех органов власти, где они состоят на службе.

Служебное поведение служащих во многом регламентируется принципом правомочности и неправомочности действий и поступков.

На их стыке возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

1) обязательное - по принуждению в соответствии с законом;

2) должное - по договору в соответствии с распределением обязанностей и т.п.;

3) желательное - по собственной воле.

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора служащим модели поведения и деятельности, соответствующей управленческой ситуации.

В служебном поведении служащего отражаются свойства основных субъектов его социальной жизни: личности, группы, коллектива (службы).

Модели служебного поведения складываются на основе сложнейшей структуры взаимодействий служащего и групп, в которых происходит его социальная жизнь.

Важный фактор, определяющий поведенческую специфику, выступает сама служба как совокупный социальный субъект. Во взаимодействии коллективного, группового и личностного поведения возникает матрица норм служебного поведения, которая постоянно воспроизводится.

Служба - коллективный (обобщенный) субъект служебного поведения, который вырабатывает принципиально отличные от иных организаций ценности, нормы и правила поведения.

Служба несводима к коллективу или совокупности социальных групп, между ними нет тождества. Служба соединяет и коллектив, и группу, и отдельного служащего как свою персонифицированную основу. В ней есть структура в виде обезличенной пирамидальной системы административно-управленческих связей и набора этических норм.

Групповой уровень служебного поведения включает в качестве доминирующей системы нормы, ценности, механизмы сплоченности и деятельности, вырабатываемые групповыми объединениями людей. Причиной возникновения групповых объединений как объективное разделение труда и появление специализированных функций (профессия), так и естественное стремление человека к формированию устойчивых форм взаимодействия с другими людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, способствует формированию его идентичности.

Личностный уровень служебного поведения включает ценностные ориентации и установки личности, являющиеся отражением жизненного (социального) опыта, результатом адаптации индивида к общественной среде и фактором идентификации с определенной профессиональной группой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: