Государственность, основанная на жесткой централизации, сменяется управлением, строящимся на принципах служения государства российскому обществу, возрастают требования к нормам служебного поведения вследствие их значительного воздействия на результативность профессиональной деятельности чиновников.
Служебное поведение - разновидность социального поведения человека, включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействий, существующие в профессиональной сфере.
Понятие «служебный» - связано с видом профессиональной деятельности и рядом ограничений и запретов, налагаемых на лиц, которые замещают должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления и реализуют компетенцию тех органов власти, где они состоят на службе.
Служебное поведение служащих во многом регламентируется принципом правомочности и неправомочности действий и поступков.
На их стыке возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:
|
|
1) обязательное - по принуждению в соответствии с законом;
2) должное - по договору в соответствии с распределением обязанностей и т.п.;
3) желательное - по собственной воле.
Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора служащим модели поведения и деятельности, соответствующей управленческой ситуации.
В служебном поведении служащего отражаются свойства основных субъектов его социальной жизни: личности, группы, коллектива (службы).
Модели служебного поведения складываются на основе сложнейшей структуры взаимодействий служащего и групп, в которых происходит его социальная жизнь.
Важный фактор, определяющий поведенческую специфику, выступает сама служба как совокупный социальный субъект. Во взаимодействии коллективного, группового и личностного поведения возникает матрица норм служебного поведения, которая постоянно воспроизводится.
Служба - коллективный (обобщенный) субъект служебного поведения, который вырабатывает принципиально отличные от иных организаций ценности, нормы и правила поведения.
Служба несводима к коллективу или совокупности социальных групп, между ними нет тождества. Служба соединяет и коллектив, и группу, и отдельного служащего как свою персонифицированную основу. В ней есть структура в виде обезличенной пирамидальной системы административно-управленческих связей и набора этических норм.
Групповой уровень служебного поведения включает в качестве доминирующей системы нормы, ценности, механизмы сплоченности и деятельности, вырабатываемые групповыми объединениями людей. Причиной возникновения групповых объединений как объективное разделение труда и появление специализированных функций (профессия), так и естественное стремление человека к формированию устойчивых форм взаимодействия с другими людьми. Группа дает человеку ощущение защищенности, способствует формированию его идентичности.
|
|
Личностный уровень служебного поведения включает ценностные ориентации и установки личности, являющиеся отражением жизненного (социального) опыта, результатом адаптации индивида к общественной среде и фактором идентификации с определенной профессиональной группой.