Принятие христианства в древней Руси

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в ис-тории русского народа. Традиционно в отечественной историографии принятие христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности.

В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но пос-тепенно они уступали место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. Каждый союз племен имел своего «главного бога».

Процесс создания древнерусского единого государства требовал установления религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр восточных славян. В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской, и сделал выбор, по мнению Нестора, в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. Киевский князь учитывал и то, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал:

1) определенную зависимость церкви от государства;

2) допускал использование различных языков в богослужении.

Учтывалась географическая близость Византии и принятие христи-анства родственными русичам болгарами. Внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.

В 988 г. князь обращается в христианскую веру, и она приобретает ста-тус государственной религии на территории Киевской Руси. Распро-странение христианства шло как путем убеждения, так и принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.

Длительное время в сельских местностях существовало двоеверие.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, им подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (десятая часть дохода населения).

Значение принятия христианства:

1. Принятие христианства укрепило государственную власть и тер-риториальное единство Киевской Руси.

2. Произошло изменение статуса Руси в системе международных отно-шений. Русь стала цивилизационным субъектом.

3. Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю иудохристианскую культуру.

4. Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие грехи.

5. Христианство было принято в восточном варианте, позднее получив-шим название – православия, т.е. истинная вера. Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской.

6. Распространилось православное мировоззрение – смысл жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве.

Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:

- авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом;

- преобладание в церковных функциях поучения человека;

- стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.

4. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 веках. Согласно общепринятой точке зрения, с середины Х1 – начала Х11 вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности.

Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность. Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единое экономическое пространство. Кроме того, в Х1-Х11 вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.

1. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть на каждой земле.

2. Рост населения и, соответственно, военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств. Возникали междоусобицы князей.

3. Постоянный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдель-ных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с переме-щением торговых путей и появлением новых центров ремесла и торговли.

4. Произошло усложнение социальной структуры, зарождение дворянства.

5. Распаду единого государства способствовало отсутствие серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности.

Реально эти процессы проявились в середине второй половины Х1 в. Князь Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью сыновьями. Старший в роде князь наследовал киевский стол, сле-дующий – черниговский, третий – Переяславль и т.д. Смерть одного из князей обуславливала и перемещение наследников на столах. Такой поря-док принято называть «лестничным». Со временем он более запутывался.

Шел процесс определения границ будущих самостоятельных земель. Киев стал первым среди княжеств-государств. Вскоре другие земли его догнали и даже опередили в своем развитии. Сложилось полтора десятка самостоятельных княжеств и земель. В результате дробления выделились княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Тьмутараканское и др. Новгородская и Псковская земли.

В 1097 по инициативе Владимира Мономаха в г. Любече собрался съезд князей, закрепивший феодальную раздробленность. Позже, Мономах (1113-1125) став великим князем киевским, и его сын Мстислав(1126-1132) восстановили на время государственное единство.

Начало периода раздробленности (и политической и феодальной) следует считать с 1132 г. Однако Русь была готова к распаду уже давно. С начала Х11 века она вступила в период существования автономных общинных союзов, принявших форму городов-государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: