Существовавшая несколько десятилетий классификация двигательных качеств, предложенная В.С. Фарфелем, в настоящее время пересматривается, так как многообразие характеристик двигательной деятельности никак не укладывается в прокрустово ложе из четырех качеств: силы, быстроты, выносливости и ловкости. Первым, кстати, отказался от такого деления качеств сам автор классификации, впрочем, как и от самого понятия качество. Причина этого кроется в том, что разные проявления силы, как показано в исследованиях, не коррелируют друг с другом, так же как и разные проявления быстроты, выносливости, координированности. Следовательно, разные проявления можно рассматривать как относительно самостоятельные качества, а силы, быстроты, выносливости, ловкости как общих качеств не существует.
Однако, признавая различные проявления быстроты, выносливости и других характеристик двигательной деятельности, т. е. осуществляя их дифференциацию, не следует впадать и в другую крайность — вообще отрицать возможность группировки сходных по параметрам движений качеств — группы силовых, группы скоростных и т. д. Поэтому в своей основе классификацию В.С. Фарфеля следует сохранить, придав ей, конечно, более современное содержание.
|
|
Другой вопрос, требующий пересмотра, касается разделения качеств на общие и специальные. Например, до сих пор говорят об общей и специальной выносливости. Миф о наличии общих двигательных качеств начал рассеиваться в связи с исследованиями американского ученого Френклина Генри, выдвинувшего теорию о специфичности физической деятельности и двигательной задачи. В 70-х годах эта точка зрения обстоятельно была доказана В.М. Зациорским и Э. Флейшманом (последним — на основании изучения различных проявлений координированности).
Действительно, что значит термин общая выносливость? Это значит, что у данного субъекта данное качество должно проявляться одинаково хорошо или плохо независимо от специфики выполняемой им деятельности. Однако спортивная практика и научные исследования не подтверждают это. Исследования биохимиков показали, что между анаэробными и аэробными биохимическими процессами, обусловливающими выносливость при работе разной интенсивности, могут наблюдаться даже антагонистические отношения, т. е. развитие анаэробных процессов затормаживает в определенной мере развитие аэробных, и наоборот. И не случайно под общей выносливостью понимают только выносливость при работе умеренной интенсивности. Но, вводя это ограничение, авторы тем самым делают ненужным использование слова общая.
|
|
Поэтому прав В. С. Фарфель, который считал, что каждое двигательное качество специфично, конкретно в своем проявлении. Но раз специфичны все качества, то пропадает необходимость использовать и другое их определение — специфичные.
Однако, признавая специфичность проявления каждого качества, было бы ошибкой отрицать наличие у некоторых из них общих механизмов. Поэтому целесообразно от понятий общие и специфичные качества перейти к понятиям общие и специфичные компоненты качеств.
Так, общим компонентом для разных видов выносливости является способность человека терпеть усталость, т. е. волевое качество терпеливость или разовое проявление настойчивости. Менее общим, но тоже имеющим проявление в нескольких видах деятельности, связанных с проявлением скоростной выносливости, является анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности. Частным компонентом выносливости является, например, анатомо-морфологическая особенность мышцы, наличие в ней медленных двигательных единиц.
Двигательные качества связаны с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы (силой — слабостью, подвижностью — инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качество обусловливают несколько различных типологических особенностей. Например, быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и уравновешенностью или преобладанием возбуждения по «внешнему» (ситуативному) балансу. Однако такие связи характерны только для быстроты возбудительных реакций. Тормозные же реакции связаны с особенностями течения процесса торможения. Так, латентное время расслабления мышц связано с инертностью торможения и со сдвигом «внешнего» баланса в сторону торможения.
Наличие разных типологических особенностей у разных людей частично обусловливает то, что у одних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), у других — иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других.
Двигательные качества можно разделить в зависимости от их структуры на:
Простые и
Сложные.
Конечно, такое деление относительно и отражает лишь степень сложности структуры качеств, т. е. количество входящих в него компонентов. Чем большее число анатомо-физиологических и психических факторов обусловливает проявление качества, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. В них сочетание различных компонентов приводит к новому качеству, реализуемому в действии. Нельзя, например, считать меткостью ни точность глазомера, ни точность дифференцирования амплитуд в усилий. Сочетание же того и другого образует новое качество - меткость.
Сложное качество — это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Например, меткость — это характеристика не только двигательного аппарата, но и зрительного. Как и любому простому двигательному качеству, сложному присуща специфичность. Например, меткость стрелка не равнозначна меткости баскетболиста, ловкость гимнаста не тождественна ловкости горнолыжника и т. д.