Специалист обладающий коммуникативной компетентностью должен знать речевой этикет и уметь его использовать, уметь формулировать цели и задачи коммуникации, организовать и управлять коммуникациями, ставить вопросы и конкретно отвечать на них, владеть навыками и приемами делового общения, уметь вести беседу, собеседование, переговоры, уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их, владеть техникой речи, уметь правильно строить речь и выступление. Эффективность коммуникации часто зависит от выбора соответствующего стиля коммуникации.
Менеджер должен правильно проанализировать ситуацию и выбрать наиболее подходящий стиль общения. Большинство стилей концентрируются вокруг 4 основных:
1) Обвинительный – пытается найти ошибку или того, кого за нее винить. Тон обвиняющий или негативный. Пробуждаются отрицательные чувства и результаты редко бывают положительными. Обычно этого стиля следует избегать, но он может быть использован, когда ни один из других стилей не помог.
2) Директивный- когда руководящее лицо указывает подчиненным, как им выполнять свою работу или решать какую-нибудь задачу. Обсуждение сведены к нулю, коммуникация односторонняя.
3) Стиль убеждения – техника рассмотрения и одобрения информации вместо того, чтобы приказывать слушателям – отправитель предоставляет им сообщение для оценки и активного контроля. Сообщение направлено на то, чтобы слушатели захотели сделать то, что предлагает руководитель.
4) Стиль разрешения проблемы – основан на поиске взаимного согласия сторон по поводу результата деятельности. При этом часто достигается компромисс. Здесь требуется двухсторонняя коммуникация. Идеи изучаются и принимаются сообща. Обсуждения проводимые сторонами могут привести к плодотворным планам действий и взаимному уважению.