Процесс решения познавательной задачи

1. Начинается с формулирования вопроса, на который необходимо ответить, исходя из конкретных условий проблемной ситуации. Такое формулирование вопроса — один из наиболее сложных этапов в процессе решения задачи. Важную роль на этом этапе играет способность человека видеть неопределенность в тех или иных предметах и явлениях действительности, его умение ставить вопросы, проблемы, которые нуждаются в выяснении. Эта способность в значительной мере зависит от предыдущего опыта человека, проницательности его ума, умения видеть неясное там, где другому человеку все кажется понятным.

2. Второй этап решения задачи начинается с поиска путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы. Выдвижение гипотез дает человеку возможность предусмотреть направления решения задачи и возможные результаты. В случае, когда выдвинутые гипотезы не подтверждаются, их отбрасывают, уточняют условия задачи и саму задачу.

3. Решение задачи — завершающий этап процесса — может происходить по-разному.

Возможны случаи, когда человек действует методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез. Решение задачи может базироваться на известных способах, на приме нении аналогий в новых условиях.

Решение задачи может превращаться в творческий процесс. В этом случае он требует преодоления инертности мышления и построения новой стратегии решения. Построение новой стратегии во всех случаях является результатом длительной предварительной работы мышления, обобщения и реконструкции опыта решения задач в той или иной сфере человеческой деятельности.

Решение задачи иногда возникает внезапно после предыдущих напряженных, но безрезультатных усилий, как инсайт. В этом случае имеет место интуитивное, не до конца осознанное решение задачи.

Так известные ученые и изобретатели делали важные открытия в науке и технике. На открытие закона всемирного тяготения Ньютона


натолкнуло яблоко, упавшее ему на голову в момент напряженной сосредоточенности на проблеме. Аналогичная ситуация обусловила открытие Архимедом закона выталкивающей силы жидкости, действующей на погруженное в нее тело.

Важную роль в стимулировании мышления в процессе решения задач имеют чувства. Исключительное значение имеют чувство удивления, интереса, чувство нового. Чувства порождают возникновение идеи, ход решения задачи, сопровождают завершение работы и трудности, возникающие на пути к результату.

Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий. От его настойчивости, силы воли и целенаправленности зависят эффективность познавательной деятельности, общая культура умственного труда. Процесс решения задач требует мобилизации и напряжения всех психических сил личности, концентрации ее познавательной активности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: