Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны согни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.
В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.
Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий "идеологический фронт", где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.
|
|
Решающее воздействие на развитие художественного творчества в послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях.
Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт.
Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству.
Развитие культуры в период «оттепели».
Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. В то же время травля многих «несимпатичных» и «непонятных» Хрущёву и его приближённым писателей и художников, музыкантов и режиссеров продолжалась. Среди них оказался Пастернак, которого заставили отказаться от Нобелевской премии. И всё-таки в конце 50-х, начале 60 годов сделано было много. Здесь и открытие Московского кинофестиваля, и участие наших кинематографистов в зарубежных фестивалях, усиление концертной и выставочной деятельности. В это же время начало работать советское телевидение. Это приводило к рождению нового поколения советской интеллигенции, так называемых «шестидесятников». В литературе вполне официальной появлялись произведения интересные и талантливые.
Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.
|
|
На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»).
В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «шестидесятников».
Культура СССР в период застоя и Перестройки
Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30–40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.
Вопрос