1. Самостоятельный сбор материала о предложении с ис-пользованием материалов § 28 (с. 66—67), с опорой на вопрос-ный план, данный учителем, и с оказанием взаимопомощи (в микрогруппах).
П р и м е р н ы й п л а н и с с л е д о в а н и я
1. Что отражает предложение?
2. С какой целью используются предложения?
3. Как связаны слова в предложении?
4. Что такое грамматическая основа предложения?
5. Что ставится в конце предложения?
6. Из скольких главных членов может состоять грамматиче-ская основа?
2. Отчёт о сделанной работе проводится в форме разделения изученного материала на ранее знакомые сведения и новые.
3. Комментированное письмо с синтаксическим задани-ем — выделить грамматическую основу предложений.
Маленький и тихий домик. Осторожно входим в него. Осматриваемся. В домике прохладно, но уютно. Пушистый иней лежит на окнах. Равно-мерно тикают на стене часы. Чуть скрипят под ногами половицы. Лежат на чисто вымытом полу пёстрые дорожки. Большая керосиновая лампависит над столом. Стол покрыт цветастой клеёнкой. Садимся на широ-кий диван и отдыхаем. (М. Бондаренко)
|
|
Работа с заданием организуется по-разному: текст можно вы-вести на доску; можно прочитать его для записи под диктовку, дав задание вызванным к доске учащимся выписать из пред-ложений грамматические основы; можно предложить классу в процессе чтения выписать грамматические основы в два стол-бика — с двумя главными членами и с одним.
4. Учитель информирует учащихся о роли интонации конца предложения для определения его границ. Учащиеся наблюда-ют над интонацией конца предложения, читая тексты упр. 136 (с. 64), 140 (с. 66) и текста из предыдущего задания.
5. Упр. 142 (часть 1) начинается с подготовки к чтению (определение границ предложений). Работа выполняется под руководством учителя, сопровождается записью предложений, выделением грамматических основ. Учитель обращает внима-ние на интонацию при чтении учащимися предложений, ком-ментирует её. Анализируются схемы.