Школы науки управления
Школа научного менеджмента (тейлоризм) (управления) (1885-1920)
(Ф. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет)
Основные положения школы научного управления (1885-1920):
1. Научный анализ
2. Отбор работников, их обучение
3. Обеспечение работников ресурсами
4. Материальное стимулирование
5. Отделение планирования от самой работы
Классическая (административная) школа управления (1920-1950)
(А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Д. Муни, Г. Форд, Э.Гаррингтон, П. Слоун)
Основные положения классической (административной) школы управления (1920-1950):
1. Взгляд на организацию с точки зрения ее перспективы
2. Развитие принципов управления
3. Описание функций управления
4. Систематизированный подход к управлению всей организацией
Школа человеческих отношений (1930-1950) (Human Relation)
(Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фоллет)
Основные положения школы человеческих отношений (1930-1950):
1. Приемы управления межличностными отношениями
2. Человек – не машина, а социальное существо
3. Мотивы поступков людей – не экономические силы, а различные потребности (А. Маслоу)
|
|
4. Формальные полномочия эффективны
Школа науки о поведении (1950- по наст. время)
(Р. Блейк, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг)
Основные положения школы науки о поведении (1950- по наст. время):
1. Применение наук о человеческом поведении в управлении
2. Резерв достижения целей организации: труд, интеллект, мотивы поведения людей
3. Оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей
Количественная школа (1950- по наст. время)
(Р. Акофф, Н. Винер, Л. Берталанфи)
Основные положения количественной школы (1950- по наст. время):
Понимание управленческих проблем благодаря применению моделей
Применение количественных методов
Социальная организация» (1970- по наст. время)
(А.И. Пригожин, А.В. Тихонов)
Основные положения «социальной организации» (1970- по наст. время):
Организация приспосабливается к своей многообразной внутренней и внешней среде
Причины того, что происходит в организации, следует искать вне ее
Организационная культура (1980 – по наст. время)
(Дж. Зонненфельд, Э. Шейн)
Основные положения организационной культуры (1980 – по наст. время):
ОК складывается из устойчивых нормативов, представлений, принципов и верований
ОК – вспомогательный ресурс при проведении организационных изменений (но может быть и тормозом)
Носителями ОК выступают люди, но вырабатывается она менеджером (руководством)
Подходы к управлению:
Процессный подход
Управление есть непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций
Системный подход
|
|
Организация есть совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды
Ситуационный подход
Пригодность различных методов управления определяется ситуацией
«Различные ситуации требуют различных типов знаний» (М. Фоллетт)