Понятие «позиционные чередования» (лучше использовать термин «фонетические позиционные чередования») достаточ-но непростое для учащихся, поэтому стоит уделить знакомству с ним столько внимания, сколько понадобится в зависимости от уровня подготовки учащихся. Для более полной картины можно в обобщённом виде представить перечень слабых пози-ций звуков. Одновременно на данном уроке начинается транс-крибирование гласных звуков.
1. Наблюдения над произношением гласных звуков.
1) Произнесите слова из домашнего задания (на-
пример, ас — ось — эль — ил — ум) и скажите, отчёт-ливо ли вы слышите эти звуки. Теперь произнесите:
Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в зву-чании гласных?
Вывод: гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной.
2) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат глас-ные в корне слова: год — года — годовой.
Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук (обозначаем ударный звук, поскольку он главный, цифрой 1, от него начинаем дальнейший счёт):
|
|
год1 — го2да1 — го3до2во1й.
Вывод: безударная позиция для гласного является слабой (неотчётливой).
Под руководством учителя учащиеся составляют в слова-ре-справочнике таблицу «Произношение гласных звуков», исследуя ряды слов: дом — дома — домовой; травы — тра-ва — травяной; мир — миры — мировой; след — следы — сле-допыт; пять — пятак — пятаки.
Буква | Ударный | Безударный | Безударный | |
звук — | звук — | звук — позиция 3 | ||
в слове | ||||
позиция 1 | позиция 2 | (краткий гласный) | ||
о | [о] | [а] | [ъ] | |
а | [а] | [а] | [ъ] | |
и | [и] | [и] | [ь] | |
е | [э] | [иэ] | [ь] | |
я | [а] | [иэ] | [ь] | |
2. Запись слов с транскрипцией гласных: д[о]м — д[а]м[а] — д[ъ]м[а]в[о]й
3. Вопросы на понимание: «Почему возникают проблемы при написании слов с безударными гласными в корнях? Какой позицией мы проверяем гласные, находящиеся в слабой пози-ции?»
4. Упр. 275 сопровождается транскрипцией гласных звуков.
5. Наблюдения над произношением согласных звуков.
1) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат со-гласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; сол-нышко — солнце; резать — резьба. В каких случаях согласныемы слышим отчётливо?
Вывод: сильной позицией для парных по звонкости-глухо-сти согласных является позиция перед гласным; слабой — по-зиция на конце слов или перед другим согласным.
|
|
Звуки | Сильная позиция | Слабая позиция |
гласные | под ударением | без ударения; чем дальше |
от ударного слога, тем слабее | ||
парные по звон- | перед гласными | на конце слов и перед |
кости-глухости | и согласными [м], | остальными согласными |
согласные | [н], [л], [р] | |
Позиционные чередования согласных по мягкости-твёрдости лучше анализировать позднее, дополнив таблицу третьей ча-стью (см. урок 77).
6. Позиционные чередования согласных рассматриваются при выполнении упр. 276.