III. Изучение нового материала. Понятие «позиционные чередования» (лучше использовать термин «фонетические позиционные чередования») достаточ-но непростое для учащихся

 

Понятие «позиционные чередования» (лучше использовать термин «фонетические позиционные чередования») достаточ-но непростое для учащихся, поэтому стоит уделить знакомству с ним столько внимания, сколько понадобится в зависимости от уровня подготовки учащихся. Для более полной картины можно в обобщённом виде представить перечень слабых пози-ций звуков. Одновременно на данном уроке начинается транс-крибирование гласных звуков.

 

1. Наблюдения над произношением гласных звуков.

1) Произнесите слова из домашнего задания (на-

 

пример, ас — ось — эль — ил — ум) и скажите, отчёт-ливо ли вы слышите эти звуки. Теперь произнесите:

 

Марс — морс — метр — мир — мул. Что-то изменилось в зву-чании гласных?

 

Вывод: гласные звучат отчётливо, сильно, уверенно в ударной позиции. Такую позицию для гласных и называют сильной.

 

2) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат глас-ные в корне слова: год — года — годовой.

 

Корень у слов один и тот же, а произносим мы его по-разному: поменялось место относительно ударения — поменялся и звук (обозначаем ударный звук, поскольку он главный, цифрой 1, от него начинаем дальнейший счёт):

год1 — го2да1 — го3до2во1й.


Вывод: безударная позиция для гласного является слабой (неотчётливой).

 

Под руководством учителя учащиеся составляют в слова-ре-справочнике таблицу «Произношение гласных звуков», исследуя ряды слов: дом — дома — домовой; травы — тра-ва — травяной; мир — миры — мировой; след — следы — сле-допыт; пять — пятак — пятаки.

 

Буква Ударный Безударный Безударный  
звук — звук — звук — позиция 3  
в слове  
позиция 1 позиция 2 (краткий гласный)  
   
         
о [о] [а] [ъ]  
         
а [а] [а] [ъ]  
         
и [и] [и] [ь]  
         
е [э] э] [ь]  
         
я [а] э] [ь]  
         

 

2. Запись слов с транскрипцией гласных: д[о]м — д[а]м[а] — д[ъ]м[а]в[о]й

 

3. Вопросы на понимание: «Почему возникают проблемы при написании слов с безударными гласными в корнях? Какой позицией мы проверяем гласные, находящиеся в слабой пози-ции?»

 

4. Упр. 275 сопровождается транскрипцией гласных звуков.

5. Наблюдения над произношением согласных звуков.

 

1) Произнесите слова и подумайте, одинаково ли звучат со-гласные звуки в корне слов: дубы — дуб — дубки — о дубе; сол-нышко — солнце; резать — резьба. В каких случаях согласныемы слышим отчётливо?

 

Вывод: сильной позицией для парных по звонкости-глухо-сти согласных является позиция перед гласным; слабой — по-зиция на конце слов или перед другим согласным.

 

Звуки Сильная позиция Слабая позиция
     
гласные под ударением без ударения; чем дальше
    от ударного слога, тем слабее
     
парные по звон- перед гласными на конце слов и перед
кости-глухости и согласными [м], остальными согласными
согласные [н], [л], [р]  
     

 

Позиционные чередования согласных по мягкости-твёрдости лучше анализировать позднее, дополнив таблицу третьей ча-стью (см. урок 77).

 


6. Позиционные чередования согласных рассматриваются при выполнении упр. 276.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: