ЛОГИЧЕСКАЯ МОЗАИКА. АНАЛОГИЯ И ОБОБЩЕНИЕ
Урок N1
Обучение в школе можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащихся серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к
обобщениям.
П.М. Эрдниев
Обобщение означает переход знания на более высокий уровень на основе установления для данных объектов общих свойств или общих отношений.
Обобщение связано с аналогией.
В переводе с греческого языка слово аналогия обозначает сходство. Сходство предметов, явлений, процессов и т. д.
Аналогия - это соответствие между предметами, в котором от сходства предметов по одному признаку делают вывод о возможном сходстве этих предметов по другим признакам.
Схема умозаключения по аналогии выглядит так:
Предмет Л обладает признаками а, в. с, х.
Предмет В обладает признаками а, в, с...
Заключение:
Предмет В, вероятно, также обладает признаком х.
Аналогия открывает путь исследованиям и, не имея доказательной силы, становится толчком к самостоятельному логическому поиску.
Упражнение. Найти неизвестные числа, слова, рисунки.
Урок N2
АНАГРАММЫ
Слово "анаграмма" греческого происхождения и означает перестановку букв в слове, приводящую к другому слову.
Например: 1. Решить анаграмму ЛБХЕ означает найти слово, составленное из данных букв (ответ ХЛЕБ).
2. Решить анаграммы и исключить лишнее слово
РГУК, ОСЛИЧ, ОМЪБЁ, ТНЕСА
Решение. Из букв РГУК составили слово "КРУГ", из букв ОСЛИЧ - слово "ЧИСЛО", из букв ОМЪБЁ - "ОБЪЁМ", из букв ТНЕСА - слово "СТЕНА".
Из полученных слов "КРУГ", "ЧИСЛО", "ОБЪЁМ", "СТЕНА" исключаем слово "СТЕНА", так как остальные слова - математические термины.
Упражнение. 1.
Решить анаграммы и исключить лишнее слово