Пневматические строительные конструкции покрытий по характеру работы очень близки к пространственным висячим и тентовым мембранам. Оболочки этих конструкций, изготовленные из тканых материалов, способны стабилизировать свою форму только при наличии предварительного напряжения. В отличие от тентовых мембран, где предварительное напряжение создается механическим путем, пневматические конструкции реализуют предварительное напряжение вследствие разности давления (избыточного или вакуума) в подоболочечном и окружающем конструкцию пространстве.
Возникнув в конце сороковых годов нашего столетия благодаря успехам химии полимеров, пневматические конструкции сразу вступили в полосу своего бурного развития, подготовленную высоким уровнем техники и технической культуры производства.
Среди преимуществ пневматических конструкций следует отметить малый собственный вес, высокую мобильность, быстроту и простоту возведения, возможность перекрытия больших пролетов, высокую степень заводской готовности и др.
|
|
Рис. 1Х.47. Пневматические строительные конструкции а — воздуяонесомые (лневмокаркасные); б — воздухоопорные; в — воздухе опорные, усиленные канатами или сетками |
Пневматические строительные конструкции в зависимости от характера работы обычно разделяются на две самостоятельные группы — пневмокаркасные (надувные) и воздухоопорные (рис. IX.47). Пневмокаркасные конструкции — это надувные стержни или панелн, несущая способность которых (сопротивление сжатию, изгибу, кручению) обеспечивается повышенным давлением воздуха в замкнутом объеме элемента. Большое внутреннее давление воздуха (до 150 кПа) требует высокой степени герметичности и прочности материала. Это же условие ограничивает пролет конструкций, который с учетом экономической целесообразности для рядовых сооружений не превышает 15—16 м. Стоимость пневмокаркасных конструкций в 3—5 раза выше, чем воздухоопорных. Эти недостатки сдерживают их применение и серийный выпуск конструкций до сих пор в мире не налажен.
Основным достоинствам пневмокаркасных конструкций является отсутствие избыточного давления воздуха в эксплуатируемом пространстве и, как следствие этого, потребности в процессе шлюзования.
В некоторых сооружении сочетаются конструкции двух типов — пневмокаркасные и воздухоопорные.
Воздухоопорные конструкции представляют собой оболочки, стабилизированные в проектном положении незначительной разницей давления в разделяемых оболочкой пространствах. Это конструкции, которые опираются на воздух. Для противодействия внешним нагрузкам давление воздуха под оболочкой по сравнению с атмосферным повышается в пределах 10—40 кПа. Такое незначительное избыточное давление не осложняет требованнй к герметичности и к самочувствию находящихся под оболочкой людей.
|
|
Воздухоопорные сооружения получили в строительстве большое распространение. Покрытия этого типа отличаются простотой конструкции, безопасностью и надежностью в эксплуатации, низкой стоимостью, способностью перекрывать большие пролеты. Около 50—70 °/о возведенных в настоящее время воздухоопорных покрытий используются как складские помещения; 20—40 %—как покрытия для спортивных сооружений. Часть конструкций используют как выставочные павильоны, покрытия строительно-монтажных площадок, различного рода.укрытия.
Наибольшее распространение получили оболочки в форме цилиндрических сводов и сферических куполов. Поскольку оболочка «лежит» на воздушной подушке, пролеты воздухоопорных конструкций теоретически не имеют ограничений. Практически пролет оболочек без усиления канатами или тросовыми сетками достигает 50—70 м.
В нашей стране приняты следующие размеры воздухоопорных оболочек: сферические купола диаметром 12, 24, 36, 42, 60 м; цилиндрические оболочки пролетом 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 60 м; длина цилиндрических оболочек в зависимости от пролета изменяется от 24 до 90 м, высота от 6 до 20 м.
Любая классификация таких конструкций условна. Поэтому двухслойные покрытия, называемые пневмолинзами (на круглом, овальном или многоугольном плане) и пневмоподушками (на прямоугольном плане), занимают промежуточное положение между первой и второй группами. По принципу статической работы их следует относить к воздухоопорным конструкциям, хотя по отсутствию избыточного давления в эксплуатируемом пространстве они близки к воздухонесомым.
Другие виды конструкций, такие, как пневмооболочка на жестком каркасе или пневмооболочка, поддерживаемая вантами и т. п., принципиально по характеру работы не отличаются от рассмотренных и благодаря дополнительным устройствам являются модификацией внутри группы.
Основными частями воздухоопорной пневматической конструкции являются собственно оболочка, шлюз, контурные элементы с анкерными устройствами, воздуходувные и отопительные установки. Основу несущей конструкции шлюза обычно составляет жесткий каркас из металла, дерева, пластмассы, по которому закрепляют герметизирующую оболочку покрытия. Размеры шлюза зависят от назначения сооружения и колеблются от 1Х2Х Х2 м для запасных входов до размеров, обеспечивающих шлюзование реактивных самолетов.
Очень ответстаенной частью оболочки является анкерное устройство. Из большого числа вариантов анкерных устройств заслуживает внимания конструкция крепления оболочки к фундаменту или к отдельным сваям с помощью двух труб — верхней и нижней. Нижнюю трубу крепят к фундаменту, а верхнюю — к полотнищу оболочки. Затем трубы соединяются скобами. Эффективно анкерное крепление оболочки с применением каната (рис. IX.50, а). В сельском строительстве получили распространение схемы креплений с применением вантовых анкеров, земляных анкеров, рукавов,, заполненных водой (рис. IX.50,6).
Первоначальная стоимость пневматических сооружеиий ниже стоимости сооружения из традиционных материалов, однако эксплуатационные расходы на содержание пневматических конструкций выше. Поэтому, оценивая экономическую эффективность пневматических конструкций, необходимо принимать во внимание, что со временем наступает момент, когда суммарные расходы на приобретение и эксплуатацию пневматических конструкций будут превышать таковые для конструкций из других материалов.
|
|
Принципы расчета пневматических конструкций
Проектирование строительных пневматических, конструкций включает решение следующих задач: 1) нахождение оптимальной формы оболочки; 2) установление характера и величины силового воздействия; 3) выяснение физико-механических свойств материалов оболочек и обоснование расчетных сопротивлений; 4) выявление перемещений оболочки под действием нагрузок; 5) определение напряженно-деформированного состояния оболочки.
Основными нагрузками на пневматическую конструкцию является избыточное давление, ветровые и снеговые воздействия. Влияние собственного веса оболочки, ввиду его малости по сравнению с другими нагрузками, обычно не учитывают. Однако в некоторых случаях при небольшом давлении под оболочечным пространством собственный вес может значительно влиять иа очертание контура оболочки. Так, при отношении избыточного давления Р к собственному весу оболочки g, равному P/g=4...5, форма поперечного сечения оболочки отличается от круговой заметно, а при P/g = 2...3— значительно. Распределение избыточного внутреннего давления на оболочку показано иа рис. IX.51, а.
Для расчета пневматической конструкции на ветровое воздействие необходимо выявить картину обтекания оболочки потоком воздуха, выраженную в эпюре распределения ветрового давления по ее поверхности.
Распределение ветрового давления на оболочку меняется не только с изменением геометрии, но и скорости воздушного потока. Ветровое давление, и в частности отсос, из-за исключительной легкости покрытия является силовым воздействием на него. Поэтому для наиболее ответственных сооружений приходится в каждом отдельном случае прибегать к аэродинамическому моделированию. В результате таких испытаний были установлены для некоторых оболочек критические соотношения ψ значений скоростного напора воздушного потока g и избыточного давления Р, при котором на поверхности воз-духоопорной оболочки появляются «ветровые ложки» и она входит в неблагоприятный режим колебаний («баф-тинг») ψ = P/g- Для оболочек в форме три четверти сферы ψ <=1,1; для полусферы ψ <=0,8; для полуцилиндра со сферическими торцами ψ <=0,7. Вариант ветровой нагрузки на пневматическое сооружение показан на рис. IX.51.6.
|
|
Снеговая нагрузка вследствие подвижности и колебания поверхности оболочки не достигает интенсивности, характерной для жестких покрытий. На этом основании принято считать расчетную интенсивность снеговой нагрузки, равную суточному максимуму выпадения снега в данном районе.
Рис. IX.51. Расчет пневматических конструкций
а—распределение внутреннего давления; б—распределение ветрового даале* ния; в — распределение снеговой нагрузки; г — усилия в пневматической оболочке
Согласно методике расчета по предельным состояниям, расчетное сопротивление материала оболочки разрыву определяют произведением нормативного сопротивления RН на коэффициенты однородности Rодн и коэффициенты условия работы конструкций Кусл- За нормативное сопротивление RН принимают среднюю кратковременную прочность образцов материала покрытия по результатам статистической обработки заводских или лабораторных испытаний.
Коэффициент однородности находят по формуле Кодн= (1—3)v, где v — коэффициент вариации Сопротивление ткани разрыву зависит от времени действия усилия и учитывается коэффициентом длительной прочности Кдл.
Таким образом, расчетное сопротивление ткани без учета старения материала в условиях эксплуатации определяют по формуле
Степень старения свойств материала оболочки можно учесть коэффициентом старения
где N — порядковый номер года эксплуатации оболочки; Г — гарантируемый заводом-изготовителем материала срок службы в годах.
Прочность швов соединения полотнищ по отношению к прочности основного материала в разных странах принимают от 70 до 100 %.
Последние две задачи расчета пневматических конструкций особенно тесно взаимосвязаны и их целесообразно рассматривать совместно.
Пневматические оболочки являются кинематически подвижными и геометрически изменяемыми системами. Перемещение оболочки может быть следствием двух причин: 1) упругого или пластического удлинения материала (деформации) и 2) изменения геометрии оболочки при приложении нагрузок — кинематического перемещения, которое в значительной степени обусловливает интенсивность и характер ветровой и снеговой нагрузок.
Изменение геометрии оболочки под действием нагрузок (переход в новое равновесное состояние) соизмеримо с размерами самой оболочки, требует учета геометрической нелинейности, что существенно усложняет задачу расчета.
Для вычисления перемещений оболочки в последнее время успешно применяют метод конечного элемента (МКЭ). После приложения к оболочке нагрузок вся система конечных элементов, соответствующая исходной (раскройной) форме оболочки, для достижения нового равновесного состояния совершает необходимые перемещения, определяемые последовательными приближениями с помощью ЭВМ.
Для нахождения максимальных значений растягивающих усилий в воздухоопорных оболочках при действии невыгодиейшей комбинации расчетных нагрузок для рядовых оболочек сферической или цилиндрической формы небольших пролетов (до 50 м) можно использовать простые формулы:
Tм = 0,5PR + βqR; TK=aPR + βqR,
где Тш, Тк — меридиональные и кольцевые усилия (рис. IX.51, г); Р — избыточное давление воздуха под оболочкой; q — скоростной напор ветра; а, В — коэффициенты, значения которых установлены методами элементарно или какой-либо другой уточненной теории.
По усилиям на контуре оболочки, найденным по аналогичным формулам, рассчитывают анкерные устройства оболочек, которые должны проектироваться с особой тщательностью, так как при неудачных решениях их
стоимость может быть выше стоимости самой оболочки. Коэффициент запаса для расчета прочности и устойчивости анкерных устройств опорного контура в разных странах колеблется в пределах 1,2—3 в зависимости от площади перекрываемого помещения.
Хотя расчет оболочки позволяет определить наибольшие усилия и этим обозначить места наиболее вероятных разрушений оболочки, тем не менее изучение причин аварий воздухоопорных сооружений показывает, что формой их разрушения является не разрыв, а раздирание, т.е. по причинам, не учитываемым расчетом, но требующим детального изучения напряжений, приводящих к раздиранию. Положение выравнивается пока благодаря введению высоких коэффициентов запаса от 2,5 до 5.