Переход от биологического к социальному:
а) стал способом взаимодействия человека с окружающей средой,
б) стал условием виживания челочества,
в) и основой для разрешения противоречий между измененными условиями среды и недостаточной приспособленностью его к этой среде.
Относительно характера ситуации, оно привело к созданию нового биологического вида Homo sapiens (человек разумный) и одновременно обусловило переход к социальной форме движения материи. Суть заключается в том, что предки человека оказались неприспособленными к резкой смене условий проживания.
Биологическая эволюция имеет два выхода:
1) гибель неприспособленного вида;
2) или благоприятная мутация, что приводит к образованию нового вида.
Однако, появление человека оказалось чем-то третьим, что получило название антропосоциогенезом: возник не просто новый вид, а принципиально новый (социальный, общественный) способ существования.
Необходимые биологические условия для скачка:
1) уникальный мозг, способный не только к условно-рефлекторной, но и к конструктивной, творческой деятельности;
|
|
2) прямохождение;
3) розвитая кисть руки.
Труд, мышление и язык были у прачеловека в виде возможностей.
Инстинктивный труд есть у животных: птицы гнездятся, бобры делают плотины, пчелы соты. Однако, все это осуществляется наследственно заданными программами. Бобры не могут усвоить искусства пчел и наоборот. Человек начинает создавать не только вещи, но и идеальные проекты этих вещей, а также средства преобразования, которые не даны ему от природы.
Труд и разум связаны неразрывно, они одновременно появляются и потом постоянно совершенствуют друг друга; от каменного скребка до роботов. Способность к осмысленному труду, которое постоянно совершенствуется, преобразует и характер человеческого потребления и навсегда определено биологическими возможностями вида. У человека удовлетворение первой потребности ведет к новым потребностям.
Потребности не заданы природой как абсолютные:
1) они имеют конкретно-исторический характер,
2) определяются культурой,
3) уровнем духовного развития людей,
4) типом общественной жизни.
Особенности стадных животных:
а) приспособление к природе;
б) информация стандартная, минимальная и примитивная, которой они обмениваются,
Люди требуют сложные способы упорядочивания их совместной жизни, которое постоянно развиваются.
Общение между людьми так же не запрограммировано от природы.
Речь становится:
- адекватным средством организации совместных действий;
- сохраняет и передает знания;
- выявляет нормы общения.
Так появляется – существо способное к труду, социально-детерминированное к жизни и общению на основе деятельности сознания. Качественное отличие человека проявляется в его общественно-трудовой деятельности.
|
|
Во-первых, возможность социализации человека задается определенными предпосылками.
Во-вторых, развитие общественной жизни вступает в определенные противоречия с биологическими возможностями и потребностями человека и может существенно деформироваться.
Совершенствовать социальные условия и биологические возможности человека надо одновременно, обеспечивая оптимальное их взаимодействие. Социально ответственный, зрелый, умелый гражданин и специалист, здоровый, физически совершенный индивид – вот что нужно для нормальной жизни целостного человека как существа природно-социального.
Благодаря своей социально-биологической природе человек рождается дважды:
1) сначала как биологическое существо;
2) затем как социализированная личность.