Помимо совместной работы, выполняемой большими группами под
руководством одного крупного специалиста, плодотворное сотрудничество может
возникнуть и между двумя опытными учеными примерно одного научного уровня.
Часто говорят, что на корабле может быть только один капитан. В общем и
целом это справедливо и для науки. Однако при совместной работе двух ученых
возникает опасность, что один из партнеров, заняв доминирующее положение,
"задавит" другого. Эта опасность возрастает при сотрудничестве типа "учитель
- ученик". Когда один из коллег гораздо моложе и, возможно, в прошлом был
аспирантом другого, необходимо позаботиться о том, чтобы младший коллега
сохранял право принимать самостоятельные решения по своей части работы. В
противном случае более молодой или более слабый партнер приобретает привычку
во всем полагаться на более сильного: Мышцы, лишенные физической нагрузки,
атрофируются. То же происходит с творческими способностями: если застенчивый
или слабый партнер колеблется в принятии решения, то следует вынудить его к
этому, даже если его неопытность отрицательно скажется на результатах
работы.
Сотрудничество двух руководителей крупных и независимых подразделений
складывается особенно трудно. В этом случае наиболее эффективным условием
совместной деятельности будет наличие общего предмета исследования и
принципиально различных к нему подходов. Химик и хирург, например, могут
плодотворно сотрудничать в изучении метаболических последствий какой-либо
сложной операции. При этом ни один партнер не будет сковывать другого,
каждый сохранит свободу действий и оригинальность мысли. Хирург может
разработать методику сложной операции, скажем, удаления гипофиза либо
симпатической нервной системы, в то время как его партнер - биохимик
исследует кровь и данные клинических анализов уже после операции. Оба ученых
действуют совершенно независимо друг от друга: работа хирурга уже закончена,
а работа биохимика только начинается. Отсутствуют малейшие поводы для
конфликта, а взаимная помощь способствует успеху в деле, которое ни один из
партнеров не сумел бы выполнить самостоятельно. Не менее плодотворным может
быть сотрудничество между химиком, синтезирующим лекарство, и фармакологом,
испытывающим его на животных; либо между тем же фармакологом и
врачом-клиницистом, принимающим окончательное решение о возможности
применения разработанного препарата в медицинской практике.
Особый тип сотрудничества двух партнеров - это супружеская чета. Полная
независимость тут едва ли возможна (по крайней мере по причинам социального
характера), но этот факт не обязательно имеет негативные последствия.
Действительно, в супружеских отношениях, даже перенесенных в сферу науки,
определенная подчиненность одного из членов группы может быть вполне
приемлемой и даже желательной для одного или обоих партнеров.
В истории науки известно немало супружеских пар, усилиям которых можно
смело приписать наиболее значительные достижения человеческого интеллекта.
Я, в частности, имею в виду супругов Пьера и Марию Кюри, Карла и Герти Кори,
а также Говарда и Этель Флори. Чета Кюри - физики, чета Кори - биохимики;
оба они - и муж, и жена применяли одни и те же методы, у них было общее
оборудование, и на протяжении большей части жизни они работали в тесном
сотрудничестве. Что касается четы Флори, то Говард внес основной вклад в
открытие пенициллина, в то время как Этель, работая над параллельной темой,
испытывала препарат на пациентах.
Значительно чаще жена не участвует непосредственно в работе своего
мужа, но помогает ему в качестве лаборанта, секретаря или просто хорошей,
всепонимающей жены, что даже еще важнее. К сожалению, встречаются и
противоположные примеры. Жена Роберта Коха постоянно изводила своего мужа
требованиями прекратить вскрытия "этих дурно пахнущих животных", и
прославилась несколько сомнительной ролью в открытии туберкулезных бацилл.
Ксантипа, сварливая жена Сократа, стала исторической знаменитостью, оказав
негативное и чисто "женское" влияние на развитие греческой философии.