Устное народное творчество казахов в XVIII века и шежире

Множество исторических рассказов казахского народа было собрано известным фольклористом и поэтом Машхур-ЖусупомКопейулы.

В каждой казахской семье вели шежире. Слово шежире на монгольском «цэжере», на тюркском «седжере» - «память». Шежире помогало правителям управлять кочевыми племенами и выполняло функции исторической памяти.

Шежире - свод генеалогии казахов, имеет тюрко-монгольское значение - память. Регулировало семейно-брачные отношения, распределение пастбищ в Степи, порядок построения народного ополчения - шежире.

Впоследствии собирателями шежире среди казахов были А.Букейханов, М.-Ж. Копейулы, Ш.Кудайбердыулы и др.

Поэты - свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия ойратской агрессии.

Представители казахской литературы XVIII в.: Актамберды, Умбетей, Бухар, Таттикара и др.

К концу XVIII - началу XIX в. относится творчество популярных акынов Жанак, Котеш, ТлеукеКулекеулы (Шал акын) и др. Посвящали песни о моральных и этических сторонах жизни современников, а также затрагивали вопросы религиозной жизни кочевников акыны-импровизаторы Котеш и Шал (ТлеукеКулекеулы).

Большинство произведений казахских акынов, жырау XVIII в. передавались в устной форме.

Только XIX-XX вв. их творчество стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями.

Объясните, почему кочевники древности хоронили покойных преимущественно головой на запад.

Кочевники древности хоронили покойных преимущественно головой на запад, так как в мировоззрении древних кочевников западная сторона олицетворялась с потусторонним миром. Восход солнца и наступление ночи, появление луны воспринимались ими как рождение или смерть, поэтому покойных хоронили головой на запад.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: