Распределение трудового потенциала по различным секторам и отраслям народного хозяйства, регионам страны и отдельным предприятиям

 

В условиях плановой экономики бывшего СССР преобладал централизованный плановый механизм распределения трудовых ресурсов. С переходом к рыночной экономической системе основным механизмом распределения трудового потенциала в разрезе секторов и отраслей национальной экономики, регионов страны и отдельных предприятий (организаций) стал рынок труда.

 

В рыночной экономике основным механизмом распределения трудового потенциала в разрезе секторов и отраслей национальной экономики, регионов страны и отдельных предприятий (организаций) является рынок труда.

 

3. Использование трудового потенциала осуществляется в процессе общественного производства.

Проблемы, которые решает движение трудового потенциала:

1. Достижение максимальной эффективности использования трудовых ресурсов в процессе производства материальных и духовных благ.

2. Сохранение и развитие самого трудового потенциала.

Трудовой потенциал не является постоянной величиной, поскольку его характеристики непрерывно меняются. Способности работника к труду возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться (например, при ухудшении состояния здоровья, чрезмерной интенсификации труда, отсутствии благоприятных возможностей для их реализации в силу различных социально-экономических причин и т.д.).

Обе эти проблемы самым тесным образом связаны друг с другом. Повышающаяся эффективность использования трудового потенциала обеспечивает устойчивые высокие темпы роста общественного богатства и, следовательно, увеличения фонда жизненных средств, поступающих в распоряжение работников. В каждом новом цикле экономического развития материальные и духовные потребности трудящихся удовлетворяются на все более высоком уровне, что является важным условием расширенного воспроизводства трудового потенциала более высокого качества. Кроме того, становится возможным постоянное увеличение объема инвестиций, направляемых в сферу формирования трудового потенциала (образование, здравоохранение, культура). Следует также иметь в виду, что общество сможет выделять все более значительные средства для совершенствования материально-технической базы производства, системы охраны и безопасности труда, а также охраны окружающей природной среды. Все это способствует улучшению условий труда, сокращению заболеваемости и травматизма, что обеспечивает увеличение как средней ожидаемой продолжительности жизни, так и периода активной трудоспособности большинства населения страны.

Особо важное значение имеет создание благоприятных условий для повышения трудовой активности работников, т.е. степени реализации ими своих физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков в процессе производства. Способность к самореализации и саморазвитию личности каждого трудоспособного члена общества выходит на первый план на современном этапе социально-экономического развития. Отсутствие возможностей к самореализации и саморазвитию личности оказывает разрушительное воздействие на трудовой потенциал. Поэтому сам по себе высокий уровень образования в стране еще не служит гарантией высоких темпов экономического роста, технической модернизации производства и, следовательно, высокого уровня жизни.

Воспроизводство трудового потенциала одна из важных подсистем управления общественным трудом.

В основе управления трудовым потенциалом должны лежать следующие принципы:

– приоритетность воспроизводства трудового потенциала по отношению ко всем остальным факторам производства;

– сочетание интересов государства, бизнеса и наемных работников, что позволит обеспечить единство экономической эффективности и социальной справедливости;

– многоуровневый характер управления, предполагающий взаимосвязь программ развития трудового потенциала на всех уровнях (народное хозяйство в целом, отрасль, регион, предприятие);

– единство экономических и административных методов управления.

 

Домашнее задание (рефераты)

1. Профессиография.

2. Профессиональная и социальная ориентация, профессиональный отбор.

3. Состояние материально-технической базы обучения; качество преподавательских кадров; программы и методы обучения, как фактор профессиональной подготовки.

4. Факторы, влияющие на качество профессиональной подготовки работников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: