Упражнение 1. Устно. Объяснение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»

Практикум по русскому правописанию

Профиль 44.03.05 Начальное образование. Дошкольное образование

ОЗО 1 курс

Всего 14 часов (7 занятий) Отчетность – зачет

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ и РЕКОМЕНДУЕМУЮ ЛИТЕРАТУРУ СМОТРИ ПОСЛЕ 7 ЗАНЯТИЯ!!!!

Все материалы иметь на занятии (на электронных носителях или в бумажном варианте). Дома делать только домашние задания и то, что к зачету!!! Остальное делаем на занятиях. Задания, которые даны к зачету, выполнять либо на отдельных листах в файлах и в папке, либо в отдельной тетради

Занятие 1.

Тема: Орфограмма. Типы Орфограмм. Орфограммы «Правописание гласных в корне слова»

ЗАДАНИЕ 1. В данных словах вставьте пропущенные буквы (пишите в столбик). Обозначьте орфограммы безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

уд...вительный случай;

разв…вающиеся страны;

нащ…пать травки;

вл…кательная экскурсия;

прим...рить соперников.

разв…вающиеся знамёна;

пл…нительный образ;

рано созр…вать;

бл…жайшая станция;

угн…тение народа.

погл…щать пищу;

благосл…вить на подвиг;

пол…скать белье;

просл…влять героя;

приг…дится для занятий.

оч…ровательный пейзаж;

насл...ждаться музыкой;

пок…рить вершину;

разг…дать замысел;

препод…вать математику.

осв…щать дорогу;

потр…сающий случай;

горько упр…кать;

дать об…щание;

нав…вать скуку.

 

Домашнее задание: Вставить пропущенные буквы

1) куст обл…пихи,

2) кроссовки на л…пучках;

3) т…лантливый инженер;

4) неув…даемая слава;

5) вопр…шающий взгляд;

6) признать кап…туляцию;

7) получить ст…пендию;

8) острая д…скуссия;

9) ун…кальное изобретение;

10) изв…ниться за опоздание.

 

Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы:

1) прим…рять пальто, прим…рять соперников;

2) укр…шать зал гирляндами, укр…щать животных;

3) скр…пить подписью, скр…пит на морозе;

4) промышленность разв…вается, флаги разв…ваются;

5) посв…тить фонариком, посв…тить другу стихи;

6) ч…стота радиоволн, охранять ч…стоту русского языка;

7) разр…дить посевы, разр…дить ружьё;

8) прож…вать хлеб, прож…вать по адресу;

9) запл…тить по счету, спл…тить единомышленников;

10) с…дячая работа, пос…деть от переживаний;

11) сл…пить глаза, сл…паться в комок;

12) ум…лять значение, ум…лять о помощи;

13) отв…рить окно, отв…рить картофель в воде;

14) сельский ст…рожил, он ст…рожил склад;

15) ст…снённый в средствах, т…снённый золотом переплет;

16) зап…вать лекарство, зап…вать песню;

17) св…лять шерсть, позв…лять шалость;

18) ук…рять в неискренности, пок…рать преступников.

 

Домашнее задание: К ЗАЧЕТУ. Переписать (через 2 клеточки или через строчку), расставляя знаки препинания и объясняя их (устно). Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова:

1. Она накинула на голову зелёный газ обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил нав…вая внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович) 5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала как это могло случиться что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями с мамой со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин)

ЗАДАНИЕ 2. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова»

Упражнение 1. Устно. Объяснение орфограммы «Чередующиеся гласные в корне слова»

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

б) о – а

К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали, г_релки, возл_жить, возл_гать, пол_гаю, неприк_сновенный, разл_жить, оз_рять, г_релка, приг_рать, оз_ренный, выр_сти, выр_сший, отр_слевой, р_вносторонний, обувь пром_кает, р_вновесие, р_весники, обм_кнуть кисть в краску, вым_кнуть под дождем, зар_внять швы, соприк_сновение.

Упражнение 3. Спишите, расставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл_жить, пол_жить, прил_жить, предпол_гать, изл_гать, распол_житься, вл_дение, сл_гаемые, пол_г, предпол_жить; выр_сли, зар_стать, зар_сло, р_сток, недор_сль, подр_сти, возр_ст, подр_стать, р_стения, р_стущий, выр_щенный, отр_сль, Р_стов, водор_сли; зап_рать, зам_реть, соб_рать, расст_латься, выт_реть, бл_снуть, прид_раться, выж_гать, бл_стательный, зан_мать, пон_мать, нач_нать, выж_чь, взб_раться, проб_раться, пост_лить, отб_рать, заж_гать, соч_тать, соч_тание, ч_та, выч_тать, выч_сть; к_саться, прик_снуться, прик_сание, к_снуться, прик_сновение, прик_саться, к_сательная, неприк_сновенный; г_реть, заг_релый, заг_р, г_релый, уг_реть, разг_раться, подг_рать, дог_реть, уг_рный газ, заг_реть, выг_реть, перег_реть, наг_р; м_кать в сметану, непром_каемый плащ, вым_кнуть под дождем, обм_кнуть кисть, обувь пром_кает; ср_внить числа, р_вносторонний, все р_вно, р_вняйтесь, р_внина, р_внять грядки, ур_вень, р_весник, пор_вну, подр_внять волосы, ур_внять условия, ср_внение; ск_кать, подск_чить, ск_чок, ск_чу, выск_чка; попл_вок, пл_вчиха, пл_вец, пл_вучесть, пл_вун, жук-пл_вунец; скл_нить, скл_нение, накл_нить, кл_няться, тв_рец, утв_рь, покл_ниться; з_ря, з_рька, з_рево, оз_рение, з_рянка, з_ревать.

Домашнее задание. К ЗАЧЕТУ. ТЕКСТ НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: