IV. Обстоятельства, устраняющие наказуемость 37 страница

*(1828) И.Я. Фойницкий "О наказании" совершенно неверно приписывает мысль об уничтожении этого вида ссылки Комиссии К.К. Грота; в этом отношении, как и вообще по всем главным предположениям о реформе нашей лестницы наказаний, Комиссия К.К. Грота всецело присоединилась к предположениям Комиссии Э. В. Фриша 1871 года.

*(1829) По своду статистических данных в округах, где введены Судебные уставы (кроме Тифлисского, Иркутского, Одесского и Ташкентского), число приговоренных к ссылке на житье в Сибирь было с 1882 по 1895 г. - 1924 человека, т.е. в среднем ежегодно 137 человек, а в отдаленные губернии, кроме сибирских, с 1882 по 1895 г. - 674 человека, т.е. ежегодно среднее число - 50 человек; в представлении Министерства юстиции об отмене ссылки показаны иные средние цифры, а именно: 190 в Сибирь и 40 в отдаленные губернии, но эти цифры не соответствуют статистическим отчетам Министерства юстиции и, вероятно, взяты из данных тюремного ведомства.

*(1830) 18 мая 1838 г. (N 11238) Государственный Совет разъяснил, что сроки существуюттолько для отдаваемых в крепостные роты, а из отдаваемых в роты гражданского ведомства - только для бродяг, а прочие должны быть в ротах бессрочно и почитаемы всегдашними, чтобы, как и в случаях неспособности к работам, они подлежали ссылке на поселение. Поэтому Государственный Совет находил, что в приговорах о них не сдедует и указывать, что они приговариваются бессрочно.

*(1831) Прежде, по ст.1004 Устава о содержащихся под стражей (изд. 1857 г.), в арестантские роты, кроме приговоренных, поступали еще бродяги и беглые до собрания о них справок; по приговорам общества люди, от развратной жизни впавшие в податные недоимки, для отработания сей недоимки, и по приговору обществ и распоряжению помещиков люди порочные; арестанты, приговоренные по суду к отдаче в роты, носили наименование арестантов первого разряда.

*(1832) По Закону 1900 г. июня 10 арестанты из привилегированных всегда содержатся в особых отделениях.

*(1833) По Уставу о содержащихся под стражей арестанты употреблялись на работы как внутренние, так и внешние, даже и вне города; из вырученных денег 2/3 шли в государственное казначейство, а 1/3 в роту - для улучшения и обеспечения содержания арестантов, исправляющихся в поведении, и на пособия выбывающим из рот (ст. 1014, по прод. 1876 г.). В 1877 и 1878 гг. в арестантских отделениях С.-Петербургском, Московском и Киевском был введен новый порядок распределения заработных денег, а именно: 1/3 в казну, 1/3 в экономии отделений и 1/3 в собственность арестантов, а затем на них был распространен Закон 1886 г.

*(1834) Но при этом, согласно ст.189 и 207 Устава о предупреждении и пресечении преступлений, изд. 1890 г., общества не могли отказываться от принятия лиц, которым минуло 60 лет, или страдающих болезнями, поименованными в ст.94 в 150 Устава о ссыльных, изд. 1890 г. Поэтому на основании Циркуляров Министерства внутренних дел от 1 ноября 1883 г. и 17апреля 1890 г. всех лиц, осужденных с последствиями по ст.48 и 49 Уложения, следовало, до истребования общественного приговора, подвергать медицинскому освидетельствованию, и если они окажутся дряхлыми или больными, то отдавать их под надзор обществ, не испрашивая согласия последних. Это право непринятия освобожденных от наказания было точно формулировано только при издании Уложения 1845 г.

*(1835) По Закону 1853 г. (см. прил. к ст.358 ч.2 XV т., изд. 1857 г.), ввиду переполнения арестантских рот, все приговоренные к этому наказанию оставались в роте короткие сроки, а именно: для 1-й степени ст. 31 не более 2 лет, а потом ссылались в Сибирь, независимо от принятия или непринятия их обществами; но действие сего правила прекратилось в 1863 г. Непринятые обществами отнесены к разряду административно-пересылаемых (ст.10 Устава о ссыльных).

*(1836) Собственно, только ссылка бродяг, согласно ст.9 Устава о ссыльных, именовалась ссылкой на водворение и считалась наказанием исправительным, а сами ссыльные бродяги именовались водворяемыми рабочими.

*(1837) Число приговоренных к отдаче в арестантские отделения в округах, где введены уставы императора Александра II (кроме Тифлисского, Иркутского, Омского и Ташкентского), было: с 1882 по 1895 г. - 125529, т.е. ежегодно в среднем по 8966; число находящихся в отделениях по тюремным отчетам по 1 января 1886 г. - 8603, 1887г. - 11221, 1888 г. - 11279, 1889 г. - 11157, 1890 г. - 11248, 1891 г. - 10953, 1892 г. - 10575, 1893 г. - 10426, 1894 г. - 11597, 1895 г. - 8086, 1896 г. - 7088, 1897 г. - 5423, 1898 г. - 7518; сильное уменьшение числа заключенных с 1895 г. объясняется, конечно, влиянием манифестов; без этого влияния среднее число арестантов на 1 января 1898 г. было бы не менее 11 тысяч человек.

Число же непринятых обществами, по указаниям приложения к "Ссылке в Сибирь", было: 1882 г. - 3292, 1883 г. - 4690, 1884 г. - 3766, 1885 г. - 2651, 1886 г. - 2413, 1887 г. - 2355, 1888 г. - 1971, 1889 г. - 2089, 1890 г. - 2420, 1891 г. - 2256, 1892 г. - 1818, 1893 г. - 2413, 1894 г. - 1979, 1895 г. - 2756, 1896 г. - 2252, 1897 г. - 2664, 1898 г. - 1419, всего - 43203. Исправительных арестантских отделений в России было в 1897 г. 32.

*(1838) В Записке министра юстиции 1898 г. о приспособлении мест заключения указано, что хотя наличное число помещений в арестантских отделениях (13600) было бы достаточно для предполагаемого числа присуждаемых к заключению в исправительный дом (около 13 тысяч человек), но ввиду одиночного заключения в первые месяцы наказания и предполагаемого разобщения на ночь число существующих помещений может вместить около 10700, а для недостающих мест можно приспособить тюрьмы - томскую губернскую, московскую пересыльную и часть самарской.

*(1839) В сем отношении в "Журнале комиссии Государственного Совета" (N 3, стр.21) было указано: такое разъединение арестантов послужит, во-первых, к усилению тяжести наказания и действенности его; во-вторых, оно затруднит постоянные сношения между арестантами, чем могут быть предупреждены многие случаи как тюремных беспорядков, так и взаимного развращения арестантов; в-третьих, оно избавит лучших арестантов от того гнета более испорченных и опытных тюремных сидельцев, обыкновенно имеющих за себя большинство, которому они неизбежно подпадают при порядке постоянной совместной жизни; в-четвертых, оно побудит заключенных наполнять часы досуга содержанием более полезным, чем перебранки, ссоры с товарищами и рассказы о преступных приключениях; в-пятых, оно ослабит то чувство ложного стыда перед товарищами, которое заставляет арестантов совместного заключения отдавать преступной удали преимущество над голосом нравственности и ослабляет благотворное влияние на них тюремного начальства; в-шестых, оно предупреждает те отвратительные пороки, которые столь распространены в местах заключения, имеющих общие спальни.

*(1840) По отчетам министра юстиции число приговоренных в крепость было: в 1882 г. - 9; 1883 г. - 6; 1884 г. - 3; 1885 г. - 8; 1886 г. - 8.

*(1841) Хотя в замечаниях на проект Редакционной комиссии были сделаны возражения против сохранения этого вида лишения свободы - как по соображениям практическим, ввиду отсутствия у нас надлежащих для этого мест заключения, так даже с точки зрения теоретической - вследствие отрицания необходимости различать наказания по мотивам действия (ср. Объяснительные записки т. I, с.169), но Редакционная комиссия и Государственный Совет вполне правильно не согласились с этими указаниями и сохранили заключение в крепость, признаваемое необходимым элементом карательной системы большинством современных кодексов. Можно только пожалеть, что первоначальная мысль комиссии поставить заключение в крепость параллельным наказанием не только с тюрьмой и исправительным домом, но даже и низшими степенями каторги, не была выдержана, и область применения крепости, особенно в окончательной редакции Уголовного уложения, оказалась весьма ограниченной.

*(1842) Ср. по истории тюремного заключения в Poccии - в особенности Н. Сергеевский "Наказание в XVII веке", глава III.

*(1843) Н. Неклюдов, "Приложения", полагает, что тюрьмы употреблялись у нас уже во времена Ярослава; но он основывается на Уставе о земских делах, и притом на ошибочном чтении текста: "сквернителям творяй стража (надо читать "и стража", т.е. активные и пассивные) мечом усечены будут".

*(1844) Котошихин пишет: "А которых людей на Москве и в городах, воров, разбойников и татей, и в иных злых делах, приводят и сажают их в тюрьму; и тех людей, у кого есть отцы и матери или иные сродичи, и жена, и дети, кормят их сами, своим. А у которых нет сродичей и кормиться нечем, и из тех воров, которые в малых винах сидят, на всякий день выпущают по два человека скованных, со сторожами, собирати по людем, по дворам и по торгам милостыню, деньгами и хлебом; а что от которого дни соберут, мало или много, и то меж себя делят с товарищи все вместе и тем себя кормят".

*(1845) Проф. Сергеевский "Наказание". У него собрано много любопытных данных по истории наших тюрем в XVII веке.

*(1846) Проект этот напечатан при записке, составленной М. Филипповым для Комиссии графа Соллогуба, под громким заглавием: "История и современное состояние карательных учреждений за границею и в России", 1873 г.; труд, впрочем, в высшей степени слабый.

*(1847) В 1863 г. составители Устава о наказаниях (ср. примеч. в ст. 1 моего изд. Устава о наказаниях), заменяя рабочие дома тюрьмой, заявляли, что их во всей Poccии не более 21, с помещением на 1300 человек, причем большинство помещавшихся в них были не приговоренные, а присланные за недоимки или за дурное поведение обществами или помещиками. В Петербурге смирительный дом заменялся исправительным заведением, действовавшим по Уставу 13 января 1839 г.

*(1848) По Уставам 1864 г. не свыше 1 года; низшие сроки тюремного заключения по Уставу о наказаниях были 2 недели (по ст.178) и 1 месяц (по ст.54 и 173).

*(1849) Ср. извлечения из объяснительных записок к Уставу в моем издании Устава о наказаниях, в примеч. к ст.181.

*(1850) В этих случаях, согласно точному смыслу ст.86 Уложения, священнослужители и монашествующие отсылаются в места заключения в общем порядке исполнения приговоров, с соблюдением лишь правила, в ст.1028 Устава уголовного судопроизводства указанного, относительно снятия с виновных духовного сана. Во всех же прочих случаях приговор (ст.86 Уложения, ст.5 Устава о наказаниях и ст.1029 Устава уголовного судопроизводства) отсылается к духовному епархиальному начальству, которое может заменить другим, более соответствующим по церковным законам наказанием, например - помещением в монастырь на те же сроки (реш. 1872 г. N 80, Можайского, по Общему собранию).

*(1851) Хотя бы даже они состояли почетными мировыми судьями - реш. Правительствующего Сената по Общему собранию 1873 г. N 57, Баутина.

*(1852) Эта инструкция, помещенная в приложении к ст.96 Устава о содержащихся под стражей (изд. 1857 г.), была составлена в 1831 г. Министерством внутренних дел в виде проекта и разослана губернаторам; в 1865 г. предоставлено Министерству внутренних дел ее исправить по общей инструкции, о которой упоминает ст.41 Устава о содержащихся под стражей. Инструкция смотрителю, как и повторявший ее отчасти устав с.-петербургского исправительного дома, представляла любопытнейший образчик канцелярской бессодержательной регламентации тюремного дела. В уставе и инструкции, например, точно определялось, как стлать постель, расчесывать волосы и бороду, как складывать одежду, как накрывать на стол и подавать пищу, как сидеть за столом; арестантам не дозволялись игры, произнесение божбы, проклятия, укоризны друг другу, своевольство, ссоры, брань, разговоры, соблазнительные песни, хохот и тому подобные поступки, и вообще всякие резвости; начальству заведений подробно предписывалось, как складывать навоз, очищать ямы и отхожие места, топить печки и бани и т.д.

*(1853) Порядок отбывания наказания в одиночных помещениях определялся правилами, утвержденными Министерством внутренних дел (ср. Сборник Коковцова). Арестанты должны быть помещаемы в кельях, содержащих не менее 1 тыс. куб. фут., арестанты могут быть переводимы в общую камеру до истечения установленного срока лишь по письменному удостоверению врача, что здоровье арестанта не дозволяет содержать его в одиночном заключении. Арестанты в келье обязательно занимаются работами, ежедневно не менее как на 30 минут выводятся на прогулку на общий двор, но ходят разомкнутой шеренгой по кругу в расстоянии 5 шагов друг от друга. Арестанты, не получившие образования, обязательно посещают школу, не менее часа в день; получившие образование в это время занимаются чтением. Во все время содержания арестанты постоянно посещаются надзирателями несколько раз в день, а лицами управления - раз в два или три дня. Дозволяется переписка и свидание с родственниками; дисциплинарные наказания - карцер до 6 дней, лишение права распоряжаться заработком и самого заработка и другие, указанные в ст.271 Устава о содержащихся под стражей, а для немедленного укрощения бушующих - сумасшедшая рубашка; телесное наказание как мера дисциплинарная не допускается (ср. такие Временные дисциплинарные правила для С.-Петербургской срочной тюрьмы у Коковцова).

*(1854) До Закона 1886 г. содержащиеся в смирительно-рабочих домах, а равно в тюрьме по приговору мировых судей (ст.159 Устава о содержащихся под стражей по прод. 1876 г.), обращались обязательно на работы в самом доме или в принадлежащих к нему дворах (ст.282), а прочие приговоренные к тюрьме по Уложению избирали сами себе род работ, и начальство наблюдало только, чтобы они не проводили время в праздности. Мещане и крестьяне (ст.55 Уложения изд. 1866 г.) могли быть употребляемы по распоряжению местного начальства на общественные и другие правительством установленные работы. Задельная плата присужденных к заключению в смирительно-рабочие дома, а равно и к тюрьме по приговору мировых судей обращалась в их собственность лишь в paзмере 1/3 (ст.294 и примеч. 2 к ст.267 Устава о содержащихся под стражей по прод. 1876 г.); а остальные получали за все, сделанное из их материала, полный доход, а за сделанное из материала тюрьмы - 2/3 чистого дохода. Кроме того, Особые правила о работах (1868 и 1872 гг.) существовали для С.-Петербургской исправительной тюрьмы; а для тюрем Царства Польского действовала Инструкция 1859 г.

*(1855) По ст.349 обязательному занятию работами не подлежали: отбывающие арест, пересыльные, кроме исчисленных в ст.345 Устава (изд. 1890 г.), подследственные, до обращения приговора о них к исполнению, несостоятельные должники и заключенные, взамен денежных взысканий; эти лица, а равно и следующие добровольно за осужденными занимаются только по их собственному желанию, причем могут избирать с разрешения начальства и работы, не заведенные в тюрьме, но не нарушающие внутреннего тюремного порядка.

*(1856) Условия употребления арестантов на внешние работы подробно разъяснены в Циркуляре от 3 марта 1888 г. См. Коковцов, "Сборник".

*(1857) Эта часть по ст.363 Устава обращается: 1) на вознаграждение арестантов за работы по хозяйству и на потребности тюрьмы и 2) на ремонт инструментов и мелкие расходы по устройству работ. Свободные остатки обращаются на вознаграждение заведующих работами, но с тем, чтобы общая сумма такого вознаграждения по каждому месту заключения не превышала 1/3 всего дохода от арестантских работ того года, а затем, согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета от 4 мая 1889 г., остатки, образовавшиеся за всеми этими выдачами, обращаются на образование особого фонда для расширения тюремных работ; подробности составления этого фонда разъяснены Циркуляром от 25 июля 1889 г., Коковцов.

*(1858) В проекте Редакционной комиссии было прибавлено, что по удостоверению врача об опасности одиночного содержания для здоровья заключенного управлению тюрьмы предоставляется содержать его, до минования опасности, вместе с другими заключенными, но Государственный Совет правильно признал это постановление подлежащим внесению в Устав о содержащихся под стражей, а не в Уложение. О прениях, вызванных среди наших теоретиков и практиков вопросом о введении одиночного заключения, см. объяснительную записку, т. I, стр.134 и след.

*(1859) В записке, представленной министром юстиции Государственному Совету 31 октября 1898 г. относительно приспособления мест заключения к введению Уголовного уложения, указано, что в будущем в тюрьмах потребуется до 21 тысячи одиночных келий, в наличности же в 1898 г. было 5680. Таким образом, придется вновь устроить до 15300 одиночных камер; для этого можно приспособить из существующих тюрем до 11500 камер и вновь построить тюрьмы или расширить существуюшие на 3800 камер.

*(1860) Ср., например, материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России, изданные Министерством внутренних дел в 1865 г., а в особенности официальную записку П.Бобынина о настоящем положении тюремной части в империи, составленную по отчетам лиц, ревизовавших тюрьмы в 1867-1870 гг., - барона Велио, Косоговского, Юферова, Власова; в ней яркими красками обрисовывается невозможное состояние громадного большинства наших губернских тюрем. Ср. также "Обзор деятельности Главного тюремного управления за первые 10 лет", 1890 г.

*(1861) Еще в худшем положении был надзор в тюрьмах, разделенный между вольнонаемными (с 1865 г.) надзирателями и военным караулом. Как видно из "Обзора", во многих губерниях надзиратели получали не более 8 рублей в месяц, без довольствия пищей и одеждой. При ревизии некоторых тюрем оказалось, что надзиратели ходили в арестантских каторжных халатах и в виде подачки пользовались остатками пищи из арестантского котла. В "Обзоре" также приведены подробные данные плачевного состояния тюремного хозяйства, в особенности снабжения арестантов одеждой.

*(1862) В "Обзоре" в этом отношении есть любопытнейшие цифры; так, например, в 1880-1881 гг. стоимость армяка: в Киевской губернии - 7 руб. 95 коп., в соседней Херсонской - 5 руб., а в Могилевской - 4 руб. 50 коп.; коты: в Курляндской - 3 руб. 75 коп., а в Лифляндской - 2 руб. 70 коп., во Владимирской - 1 руб. 24 коп., а в Нижегородской - 90 коп. Цифры эти не только разнообразны, но во многих местностях чрезмерны, как можно видеть из "Обзора"; так, например, одеждная заготовка на 1883 г. для Тобольской и Томской губерний, исчисленная по местным торговым ценам в 80 тыс. руб., произведенная в Перми хозяйственным способом, обошлась с доставкой в 50 тыс. рублей. По Симбирской губернии на торгах цена состоялась 21500 руб., а заготовка выполнена хозяйственным способом за 14 тыс. руб.; в Киевской губернии вещи, приобретенные в первой половине 1883 г. от подрядчика за 51тыс. руб., во второй половине, когда было решено приступить к заготовке хозяйственным способом, обошлись в 21500 руб. и т.д.; в общем, как говорит "Обзор", в 1883 г. на заготовках на сумму 275 тыс. руб. получено сбережения до 118 тыс. руб., что побудило управление и далее держаться предпочтительно системы хозяйственных заготовок, вырабатывая некоторые материалы, например холст, в самих тюрьмах, причем, например, заготовка одежды для Забайкальской области в Петербурге в 1888 г. вместо исчисленной суммы в 127 тыс. руб. обошлась с доставкой в 75 тыс. руб.

*(1863) За последующие годы чистая выручка по отчетам была: в 1888 г. - 736 тыс. руб., 1889 г. - 793 тыс. руб., 1890 г. - 784 тыс. руб., 1891 г. - 806 тыс. руб., 1892 г. - 875 тыс. руб., 1893 г. - 1 млн. 12 тыс. руб., 1894 г. - 1 млн. 81 тыс. руб., 1895 г. - 986 тыс. руб., 1896 г. - 876 тыс. руб., 1897 г. - 988 тыс. руб.

*(1864) По количеству зарабатываемых денег и по разнообразию работ первое место занимают тюрьмы С.-Петербурга, доход коих был в 1887 г. около 45 тыс. руб., а в 1897 г. - 96500 руб.

*(1865) Циркуляром 29 ноября 1887 г. рекомендовано распространение в тюрьмах изготовления соломенно-ковровых крыш для сельских построек, предохраняющих от пожара и недорого стоящих по условиям их изготовления.

*(1866) По ст.83 Уложения лица, не изъятые от наказаний телесных, могли быть присуждаемы к употреблению в общественные или другие правительством установленные работы на те же сроки. Кроме того, по Уложению 1845 г. арест для лиц, не изъятых от телесных наказаний, мог быть по усмотрению суда заменяем розгами от 3 до 30 ударов, причем по Закону 17 апреля 1863 г. такая замена допускалась только в случае явной невозможности применить арест.По Уставу о наказаниях такая замена не была допущена, а затем по Закону 25 ноября 1885 г. она была отменена и по Уложению.

*(1867) В городах С.-Петербурге, Москве, Одессе, Риге и Ревеле устройство и содержание арестных домов возложено на городские управления (ст.9 Устава о содержащихся под стражей).

*(1868) Впредь, до устройства особых помещений для высших сословий, они могут отбывать арест на военных гауптвахтах и в домах ведомств, в которых они состоят на службе.

*(1869) Правила устройства арестных домов изложены в инструкции об устройстве сих помещений 1866 г. и в Циркуляре Министерства внутренних дел от 8 декабря 1889 г. Ср. Коковцов.

*(1870) Более подробные сведения о возникновении и первоначальной деятельности общества у В. Никитина, "Тюрьма и ссылка", 1880 г., стр.10 и след. Первым президентом общества был назначен князь А. Н. Голицын.

*(1871) Общество имело ближайший надзор за заключенными, за размещением их по роду преступлений, за наставлением их в правилах благочестия и доброй нравственности, за занятиями арестованных; от него зависело наложение важнейших дисциплииарных взысканий. Управление общества состояло из центрального комитета в Петербурге и местных комитетов; для обсуждения важнейших дел члены съезжались в генеральные собрания.

*(1872) Конечно, и позднее среди деятелей тюремных комитетов встречалось немало людей, отдававших себя всецело этому делу; такова, например, светлая личность доктора Гааза, действовавшего в Москве в 40-х и 50-х годах, облик коего воскресил в памяти русского общества А. Ф. Кони своими о нем чтениями в 1891 и 1892 гг. Но труд отдельных личностей не изменял общего характера деятельности тюремного общества.

*(1873) Надзор за местами заключения государственных преступников, как приговоренных, так и подследственных, отделен от Главного тюремного управления и сосредоточен в Департаменте полиции.

*(1874) Согласно примеч. к ст.16 Устава о содержащихся под стражей, министру юстиции предоставляется открывать и в губерниях, при учреждаемых на новых основаниях тюрьмах, хозяйственные правления; в таких случаях на обязанностях Общества попечительного о тюрьмах остается деятельность исключительно филантропическая.

*(1875) По Своду законов (ст.72 и 73 по изд. 1842 г.) также различались штрафы и пени, но совершенно по иному основанию: пени налагались без производства суда, а штрафы - по суду.

*(1876) Так, например, за нарушение Правил об охоте, по ст.248 и след., - в особый капитал Министерства внутренних дел; за нарушение Лесного закона в землях казачьего войска - в войсковой капитал (ст.256); за нарушение Правил о церковных свечах - в распоряжение епархиального начальства (ст.332 и след.) и т.п.

*(1877) Когда, как говорила объяснительная записка, наказание имеет вид вознаграждения за такие убытки, коих прямое доказательство в порядке гражданском представлялось бы затруднительным, так что такое наказание имеет как бы вид публичной неустойки.

*(1878) Хотя п. 3 ст.85 ограничивается простой ссылкой на приложение к ст.1400 Устава уголовного судопроизводства, но это указание относится, как явствует из буквы закона, только к срокам, но не распространяется на прочие условия содержания несостоятельных должников.

*(1879) По Уставу о наказаниях.

*(1880) Согласно Циркулярному разъяснению Министерства юстиции от 10 ноября 1871 г., также не подлежат замене арестом и заработками взыскания, налагаемые за неявку к суду и следствию понятых, свидетелей, экспертов, присяжных заседателей. Ср. также Циркулярный указ Правительствующего Сената 29 февраля 1880 г. Судебные издержки, согласно закону (ст.197 и 999 Устава уголовного судопроизводства), при несостоятельности виновного принимаются окончательно на счет казны.

*(1881) Решения 1868 г. N 100; 1870 г. N 1000, 1155, 1476; 1872 г. N 1557, 1667; 1878 г. N 71 и др.; ср. также подробный Циркулярный указ Сената от 16 марта 1879 года.

*(1882) Правила эти распространяются на взыскания, налагаемые дискреционной властью судов и следователей за неявку, за нарушение благочиния, с поручителей и т.п.; копии с определений и постановлений сего рода передаются прокурору, который и наблюдает на общем основании за их исполнением. Решение 1878 г. N 37, 1892 г. N 5 Общего собрания.

*(1883) Ср. в особенности решения Общего собрания 1-го и кассационных департаментов Правительствующего Сената 1877 г. N 34, 1878 г. N 37, 1884 г. N 38, 1886 г. N 9, 1887 г. N 23 и 1890 г. N 14, 1895 г. N 24, также реш. Уголовного кассационного департамента 1899 г. N 44.

*(1884) Владимирский-Буданов "Хрестоматия".

*(1885) Максимович; Филиппов.

*(1886) В толковании к главе 53 Генерального регламента коллегий от 28 февраля 1720 г. (N 3534) говорится: "Никакое воздаяние так людей не приводит к добру, как любление чести; равным же образом никакая казнь так не страшит, как лишение оной. Того ради всякого не только шельмованного, но и того, который на публичном месте наказан или обнажен был, отчуждаться и яко бы мерзить им надлежит, а неточию к делу какому допускать или компанию с ним иметь, дабы нарушение чести в вящшую казнь люди имели и тем бы себя более от худых дел воздерживали".

*(1887) Ср. Суворов, "О церковных наказаниях в 1876 г.". В Духовном регламенте и в Указах Петра Великого подробно вообще разработан вопрос о церковном отлучении.

*(1888) Иначе смотрел на это Правительствующий Сенат, который в решении по делу Мануилова (1874 г. N 625) высказал, что лишение всех прав выражается именно в обряде публичной казни, о коем говорилось в п. 4 ст.963 (изд. 1864 г.); но такое толкование мне представляется неправильным: лицо, присужденное к каторжным работам и умершее после вступления приговора в законную силу, но до исполнения обряда казни, должно было быть почитаемо лишенным всех прав состояния; кроме того, и до отмены публичной казни существовали группы лиц (несовершеннолетние, престарелые), которые не подлежали обряду, но лишались всех прав состояния; наконец, на это указывало само размещение статей в ч.2 т.XV изд. 1857 и 1876 гг., так как ст.533 (по изд. 1876 г.), соответствующая п. 4 ст.963 Устава уголовного судопроизводства, помещена была в 3-м отделе об исполнении приговора, присуждающего к публичной казни, помещенного отдельно от исполнения приговора, присуждающего к лишению всех прав (отдел 2-й) или к смертной казни (отдел 1-й), каторге и поселению (отдел 4-й).

*(1889) Свод законов (ст.533 Закона о судопроизводстве по преступлениям изд. 1876 г.) именовал лишение всех прав состояния в совокупности с наказаниями, к коим оно присоединялось, гражданской смертью, расторгающей все прежние связи осужденного с семейством и обществом; это выражение было сохранено и в Уставе уголовного судопроизводства (ст.963 по изд. 1864 г.). Нельзя, однако, не прибавить, что хотя лишение всех прав и было построено на идее фиктивной смерти наказанного, но, однако, далеко не вполне ее воспроизводило, так как объем правопоражений был не только значительно ограниченнее сравнительно с римским capitis diminutio maxima, но и с mort civile французского права.

*(1890) Ср. А. Старнавский "Лишение прав по нашим законам", 1890 г.

*(1891) По разъяснению Особого присутствия Правительствующего Сената от 13 марта 1879 г. лишенные особых прав не могли сохранять права на воспитание и обучение в частных домах, как требующее безукоризненной репутации и полной благонадежности, что подтверждалось и постановлениями ст.431 Устав о службах гражданских, на основании коей домашние наставники и учителя признаются состоящими на государственной службе, а такого права лишенные всех особенных прав иметь не могли.

*(1892) Комиссия Государственного Совета при рассмотрении проекта Уложения 1844 г. высказала по этому поводу следующие соображения: нельзя не признать, что решительное вменение женам в непременную обязанность следовать за сосланными мужьями сделалось бы для них самым незаслуженным наказанием. Ссылка на житье в Сибирь определяется людям, признанным недостойными оставаться в прежнем обществе, и именно лицам, изъятым от наказаний телесных, следственно, принадлежащим большей частью к сословиям образованным. Можно ли жену, отказывающуюся жить с мужем - преступником, к которому она должна была потерять всякое уважение, который противозаконными своими деяниями нанес позор ей и всему семейству и, вероятно, сделался для нее предметом если не ненависти, то отвращения, принуждать следовать за ним в место изгнания, оставив родителей, родных и детей? По сим уважениям комиссия полагает: предоставить женам ссылаемых в Сибирь преступников следовать за ними тогда только, когда они сами того пожелают, с оставлением, однако, бракав своей силе, а равным образом и детей таких преступников изъять от действия их власти в гражданском и общественном отношении.

*(1893) Ср. И. Фойницкий "Наказание".

*(1894) Комиссия находила, во-первых, что такой институт опеки над имуществом осужденного не только не чужд нашему законодательству (таковы, например, подробные правила об опеке над дворянами, лишенными некоторых прав, в т.IX), но в Уложении изд. 1857 г. он даже встречался весьма нередко, и во-вторых, что эта система может оказаться более целесообразной для охраны общественной безопасности, чем существующая ныне система обязательного перехода имущества к законным наследникам, так как назначение опеки, организованной на точном основании закона и обязанной полной отчетностью, весьма нередко скорее лишит наказанных возможности пользоваться доходами от их имущества во время самого отбытия наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: