Право в системе нормативного регулирования общества

Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в группах, в их объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который зиждется на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах того, как люди должны себя вести в обществе себе подобных. Мировая цивилизация выработала эти эталоны или стандарты в виде норм (от лат. norma – руководящее начало, образец, правило) как общих правил поведения, действующих непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Собирательно нормы входят в общую систему нормативного регулированиясовокупность выработанных обществом правил поведения между людьми и их объединениями, т.е. социальными нормами, и правил отношений людей с природой и техникой, то есть техническими нормами.

Последние играют исключительную роль в несоциальных отношениях, возникающих между человеком и окружающим его миром неодушевленных предметов: в сфере природопользования, при обращении с животным и растительным миром, при обслуживании и эксплуатации технических средств и механизмов, при проведении строительных или иных работ. Такие нормы считаются правилами рационального обращения людей с внешним миром, их отношений с природой, техникой, орудиями труда, соответственно, они отличаются от социальных норм по предмету регулирования. Некоторые из них получают закрепление в праве, приобретая юридическую силу, и становятся технико-юридическими нормами как стандарты, нормативы, регламентации, формально изложенные в правовых актах (правила, регулирующие движение городского транспорта, эксплуатацию приборов, проведение ремонтных работ и т.п.).

Естественно, что больший интерес в рамках затрагиваемой темы вызывают правила, регулирующие поведение людей, то есть собственно социальные нормы. Они появляются на ранних стадиях развития общества, вырабатываясь многократным повторением однообразных поступков людей. Вначале фиксируется отдельный случай наиболее целесообразного поведения в определенной жизненной ситуации, - казус; в силу осознания его значения подобные действия повторялись, входя в привычку, которая со временем приобретала общественную поддержку и начинала носить обязательный характер, обычай. Часть из них становилась основой религиозных канонов, другие вошли в нормы этики, третьи освящались общественной моралью, а некоторые в последствие получали государственное закрепление в виде законов.

Позднее стихийный характер становления социальных норм сменяется (или сопровождается) целенаправленными действиями по установлению новых правил поведения в силу необходимости развития самого общества. Со временем социальные нормы проявляются все более разнообразно, активно вторгаясь во все сферы общественных отношений – семейные, религиозные, групповые, классовые, корпоративные и т.п. Общим для них является их способность направлять человеческие поступки, поскольку все нормы служат внешним регулятором поведения, в силу чего распространяются как на всех или многих, так и на индивида, приводя поведение людей в заданные (моралью, религией, семьей, партией, близким социальным окружением) рамки.

Объединяющими чертами социальных норм выделим:

- историзм, то есть появление и закрепление в ходе последовательного исторического развития общества и его потребности в саморегуляции, в процессе усложнения человеческой деятельности,

- подкрепленность силой или авторитетом определенной социальной общности (общества, социальной группы, класса, церкви, государства) в целях поддержания стабильности и порядка;

- регулятивность как способность быть направляющей силой человеческого поведения в самых различных жизненных ситуациях;

- личностная неопределенность или общий характер действия, не связанный, как правило, с конкретным адресатом;

- социальная ценность, т.е. необходимость, желательность и полезность для общества или определенных социальных групп;

- нормативность, вытекающая из сутисоциальной нормы как правила поведения людей;

- обязательность для исполнения всеми теми, на кого данные правила распространяют свое действие;

- неоднократность действия, поскольку такие нормы в силу социального назначения призваны функционировать постоянно и носить многоразовый характер;

- системность, т.е. вхождение норм в определенную совокупность подобных себе правил поведения, имеющих свою структуру, иерархию и последовательность и др.

Все они действуют в форме:

запретов («нельзя»), ограничивающих рамки поведения требованиями не совершать определенных действий;

разрешений («можно»), позволяющих выбирать собственный вариант поведения в рамках дозволенного нормой;

обязываний («должно»), сводящих поведение к необходимо определенным действиям в конкретной жизненной ситуации.

Социальные нормы разнообразны в проявлениях, что дает возможность классифицировать их по ряду оснований:

- по способам образования (стихийное появление и закрепление в правилах или же сознательный процесс, целенаправленно связанный с необходимостью специальных правил поведения);

- по способам закрепления или выражения (устная, предполагающая привычное закрепление определенных правил в памяти людей, или письменная, документирующая и регламентирующая такие правила форма);

- по содержанию сферы регулируемых отношений (политические, организационные, этические и др.);

- по способам установления и обеспечения (добровольный, принудительный, смешанный);

- по предмету регулирования (определенный круг общественных отношений).

Специфика предмета регулирования социальных норм сказывается на выделении различных их видов, наиболее распространенными из которых являются:

- нормы морали – система принципов и правил, формирующихся в обществе и регулирующих на основе общественного мнения поведение людей с позиций суждений о добре и зле, справедливом и несправедливом, совести, достоинстве, долге и чести;

- нормы обычаев – устойчивые и привычные в исполнение правила поведения, которые складываются исторически в результате частого повторения и сохраняются в течение длительного времени;

- нормы традиций – правила поведения, опирающиеся на силу общественного мнения, требующие длительного закрепления и отражающие стремление людей к сохранению определенных идей и ценностей, поддержанию самобытности общности;

- нормы религии – совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания;

- нормы политики – правила, регулирующие отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государственной власти;

- корпоративные нормы – правила поведения, содержащиеся в программных документах и решениях общественных организаций для достижения их целей и функционирования;

- нормы эстетики – правила, регулирующие ценностные отношения между людьми и миром посредством их художественной деятельности;

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, занимающие особое место в силу исключительного положения права в обществе как социального феномена.

Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. Категория «право», так же как и «государство», «демократия», «власть» и другие, на протяжении всей истории развития человечества постоянно оставалась и остается ключевым понятием политической жизни разных стран, политической теории и практики.

Право как система юридических норм и связанных с ними правовых отношений появляется в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существовали и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями.

По мере развития человеческого общества и появления государства как аппарата для управления обществом возникает и совершенствуется право. И хотя возникновение права, так же как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния, оно совместно с религией, моралью, традициями и иными социальными нормами способствовало: созданию общего порядка отношений между людьми, укреплению власти правящих династий путем обожествления их происхождения, формированию правосудия и судебных органов, охране публичного интереса (преследование бунтов, неуплата долгов, отказ от повинности и т.п.).

Однако роль права нельзя сводить только к закреплению кастового или сословного господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта его функция достаточно ярко выражена. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Право позволяло разрешать споры между общинами и отдельными лицами, принадлежавшими к разным племенам и родам. Тем самым способствовало преодолению разногласий и междоусобицы, появлению норм, регулирующих не только внутренние, но и внешние (со временем – международные) отношения.

Следовательно, с появлением государства как особого института общества, призванного управлять им, возникает право как особый вид социальных норм, которые регулировали общественные отношения – позитивное право, представляющее собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Соответственно, общественными потребностями, породившими право, являются: необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию; необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно различным, вызывало неустранимые противоречия и конфликты; необходимость ограничения и смягчения враждебного военно­го противостояния народов, нуждающихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей и сталоправо как особый вид социальных норм поведения, а также взаимосвязанньх с ними прав и обязанностей участников социального общения и представлений общества об этих нормах, правах и обязанностях.

Чем же отличается право от других видов социальной регуляции –обычаев, традиций, морали, технических приемов? Прежде всего:

- появление и функционирование права тесно связано с возникновением и функционированием государственно организованного общества, с деятельностью государственного механизма и его аппарата, в то время как иные социальные нормы возникают и развиваются в силу длительного повторения, авторитета общественного мнения, религиозного или корпоративного окружения и других оснований негосударственного характера.

Государство осуществляет свои функции установления в обществе единого порядка путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов. Через свои органы оно также обеспечивает исполнение норм права и обязанностей и их охрану от нарушения. Право, юридические права и обязанности, акты применения права необходимы, таким образом, для функционирования государственной власти.

- право действует как универсальная и единственная система правил поведения, обязательных для всех членов общества, тогда как другие социальные нормы носят ограниченный характер по сфере своего воздействия и распространения;

- общеобязательное значение в обществе правовых начал поведения подкреплено и оформлено официальным законодательным актом государства, а фактическая обязательность социальных норм для тех, на кого они распространяются, вырабатывается временем и общественной практикой либо устанавливается решениями обособленных социальных групп;

- реализация правовых норм и защита прав личности обеспечивается и защищается государством, тогда как другие социальные нормы могут быть поддержаны государством при условии, если они полезны для него и соответствуют нормам права;

- нормы права закрепляются в официальном порядке, являясь составной частью законов и иных нормативных правовых актов как письменных юридических документов с четко установленными формой и содержанием своих положений, в то время как другие правила поведения людей в обществе не требуют, чаще всего, формализованного закрепления.

Взаимосвязь и различия права и других социальных норм прослеживаются на примере соотношения наиболее распространенных средств упорядочения человеческого поведения.

Право и религиозные нормы. В развитии цивилизационных процессов в мире религиозные догмы и предписания играли и продолжают нередко играть роль государственно созидающего фактора, становясь как неофициальной, так и зачастую официальной нормативной системой отдельных государственных образований и целых географических районов, связывая между собой многие народы и страны, заставляя право исходить из приоритета религиозных канонов.

По сути, большинство древних государств возникали и существовали под знаком пиетета перед предписаниями, освященными именем Бога. Первоначальные нормы права определялись религиозными установлениями, детально регламентировавшими общественную жизнь и предписывавшими «богоугодное» поведение людей.

Нынешние связи права и религии в государственно организованных обществах неоднозначны и зависят от сложившихся между ними отношений, определяемых во многом характером государственно-политического режима, формой правления и историческими традициями. Современной истории известны факты формирования новых государств и их нормативных систем на религиозной основе. Примером тому может быть, в частности, разделение Британской Индии в 1947 году на исламское государство Пакистан и собственно Индию, где основной религией населения уже свыше 2000 лет остается индуизм. А в начале 90-х годов ушедшего столетия мир стал свидетелем распада Югославии на государства по религиозному признаку, в которых преобладало, соответственно, католическое, мусульманское или православное население. В 2002 году добился независимости от Индонезии Восточный Тимор, население которого более 400 лет было под властью католической Португалии и восприняло христианство в отличие от мусульманского вероисповедания остальных индонезийцев.

Правовые системы государств способны как полностью подчинить себя господствующей в обществе религии, так и носить, например, отпечаток враждебного отношения к каким-либо открытым проявлениям присутствия определенной конфессии либо религиозной деятельности вообще. Предвзятость в отношении к свободе выбора религии и принудительное отнесение населения к определенной конфессии с соответствующим правовым регулированием уклада жизни может стать и становилось подчас яблоком раздора, а межконфессиональные конфликты нередко длятся десятилетиями (к примеру, Ливан, Северная Ирландия, Квебек, Шри Ланка, Кипр).

Возможно выделение на основе отношения государственной власти к религии нескольких типов взаимосвязей между правовыми и религиозными нормами, сложившихся в практике современных государств: светского, клерикального, теистического и атеистического (см., в этой связи, главу 2, в которой раскрываются такие типы).

В случае первых двух из них, свойственным демократическим государствам, в обществе устанавливается конституционно закрепленная полная либо уравновешенная автономия права от религии, которая предусматривает отказ от выполнения церковью каких-либо государственно-правовых функций, но в тоже время допускает придание определенным религиозным правилам юридических качеств. Напомним, в связи с этим, что библейские заветы, как и другие постулаты мировых религий выражали во многом не столько собственно божественные положения, сколько выработанные многовековым социальным опытом и ставшие в силу этого и общепризнанными правила человеческого общежития, тем самым положив начало таким светским отраслям права как уголовное, гражданское, семейное, процессуальное и т.п. Так, в частности, в правовых системах таких государств нередко фиксируются нормы, основанные на правилах или традициях, которые навеяны религиозными установлениями (например, присяга главы государства, иных высших должностных лиц, а также судебная клятва, приносимые на Библии или иной священной книге определенного верования.

В клерикальных государствах служители культа пользуются определенными привилегиями в порядке отступления от общепризнанных принципов демократического права (собственность церкви освобождается от налога на землю и от налога на имущество, а государство не имеет право отчуждать от церкви ее имущество; духовные лица не подлежат призыву на военную службу и имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам и т.д.).

В условиях недемократических режимов правовые нормы поведения граждан основываются на требованиях, установившихся в условиях религиозного или антирелигиозного государства. Теистические (теократические) страны, к которым относят, прежде всего, так называемые коранические государства, то есть государства официального ислама, строят собственные правовые системы на определенной религиозной концепции, на догматах веры, правилах религиозного культа и морали, в силу чего божественный авторитет религиозных канонов придается юридическим нормам, а их неисполнение является не только преступлением, но и грехом.

Страны воинственного атеизма, характерным примером которых в прошедшем веке были некоторые государства так называемого социалистического лагеря (СССР в 30-е и 60-е годы, Монголия и КНР в отношении последователей буддизма и пр.), настаивали на полном отделении права от какого-либо, даже формального влияния религиозных норм, воспрещая или существенно затрудняя с помощью правовых механизмов конфессиональную деятельность.

Право и мораль. Нравственные требования к поведению зародились в обществе задолго до появления правовых норм, издревле регулируя взаимоотношения между людьми практически во всех сферах жизни. Принципы и нормы морали утверждались в борьбе добра со злом, в противопоставлении порокам общества и человека честности, справедливости, совестливости, порядочности, благородства. Эти критерии нравственности со временем выступают фундаментальными общеисторическими ценностями, складывающимися в общественном мнении и им охраняемыми от нарушений.

Возникшее позже иных систем нормативного регулирования, право находится в сложных соотношениях с моралью, с которой его, с одной стороны, роднят историческая связанность и взаимодействие, а, с другой, разделяет обособленность, вызванная спецификой установления и осуществления правовых норм. В результате право и мораль становятся отдельными, хотя и тесно соприкасающимися сферами упорядочения общественной жизни, представляя социальные регуляторы, которые функционируют с помощью различных средств и способов воздействия на человека в обществе.

Французский юрист Пьер Сандевуар подметил четко проявляемое различие между нормами права и нормами морали, которое заметно в следующем: право, в отличие от морали, не стремится к совершенствованию человеческого сознания путем постоянных поисков добра, поскольку его стремление заключается, прежде всего, в обеспечении эффективности социального механизма.

Право нейтрально с точки зрения нравственности, устанавливая, в частности, правила технического обслуживания. В своем действии оно может быть и соответствующим морали, преследуя, к примеру, цели восстановления справедливости в случае привлечения к ответственности правонарушителей, посягнувших на честь, достоинство или деловую репутацию личности. Но право может и противоречить морали, в частности, закрепляя ситуации, не совместимые с понятием и принципами нравственности, осуждаемые сложившимся общественным мнением.

Тем не менее, общей тенденцией развития современного права становится его большая нравственная обоснованность, выявляемая в процессах постепенного признания, провозглашения и реализации общечеловеческих принципов гуманизма, демократии и равенства, а также господства справедливых законов, отражающих и обеспечивающих неотъемлемые права и свободы личности.

Право и политика. Политику также относят к всеобщим организационным началам общества, способным упорядочивать жизнь, деятельность, отношения людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран. Роль политики в нормативной системе общества обусловлена такими ее свойствами, как универсальность, то есть способность воздействовать на практически любые стороны общественной жизни, события и отношения, - от масштабов государства и до индивидуальных качеств характера человека; возможность проникать во все общественные процессы; способность сочетаться с неполитическими отношениями и сферами, в том числе и с правом.

Последнее, в отличие от политики, не столь пространственно широко включено в общество. Право может не охватывать сферы культуры, идеологии или нравственности. Оно становится формой реализации государственной политики, но в тоже время право оказывает на политику существенное воздействие, будучи проводником основных социальных ценностей, которые им закрепляются, обеспечиваются и защищаются. Среди таких ценностей – принцип законности, требующий от всех и во всех проявлениях соблюдения норм права. В силу этого право вбирает в себя юридически обязательные ориентиры для политики, оформления и осуществления ее целей, выбора средств и приемов политического воздействия на общество. Право способно устанавливать пределы политической деятельности, в частности, регулируя и дозируя использование в проведении государственной политики нормативного принуждения.

Отношения между правом и политикой в истории нередко переходили рамки функционального взаимодействия, становясь зачастую конфликтными. Примером могут служить ситуации, когда носители политической власти стремились превратить правовую систему в подсобное орудие узаконенного произвола. Противоречия между правовым и политическим расширяются в связи с появлением наряду с государством других организационных субъектов политических отношений, которые имеют, чаще всего, интересы, отличные не только от общественных, но и государственных.

В условиях демократических режимов государственной власти формируется и действует система цивилизованного согласования различных политических интересов, что ведет к постепенному сглаживанию коллизий между политическим и правовым. В таких странах является закономерным первенство права перед политикой, что проявляется в создании юридических механизмов, способствующих нормальному осуществлению государственной власти в рамках закона и препятствующих желаниям власть имущих приспособить право в собственных корыстных интересах или во имя целесообразности, нарушающей правовой порядок в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: