Реализация права и ее формы

 

Право становится реальностью в том случае, если оно в со­вокупности юридических правил поведения воплощается в этом поведении, становится его составной частью, осуществляясь в поступках субъектов права. Именно тогда выявляется правомерная или противоправная направленность поведения и наступает юридическая ответственность за правонарушения. Но прежде должен произойти процесс правореализации.

Реализация права – это процесс и результат воплощения правовых предписаний в юридически значимом поведении субъектов правоотношений.

Реализация права выражается в деятельности органов публичной власти и должных лиц, граждан и их объединений, в правотворчестве и правоприменении, правозащите и правоохране, то есть практически всех правовых лиц и всех проявлений юридических процессов.

Осуществление требований, которые в общей форме выражены в юридических нормах, происходит непосредственно самими субъектами либо опосредованно. В первом случае по характеpy правореализующих действий выделяются:

- соблюдение норм права, т. Е. воздержание от совершения действий, запрещенных такими правилами. Последние требуют от правовых лиц отказа от проявления активности в сфере правового регулирования;

- исполнение норм права, т. Е. совершение активных поступков по выполнению возложенных на них юридических обязанностей;.

- использование норм права, т. Е. осуществление дозволенных правомочий лица, предусматривающее его правомерные действия по собственному усмотрению.

Опосредованная форма реализации права имеет место тогда, когда для осуществления правовых предписаний необходимо участие властных структур, наделенных соответствующими полномочиями по применению права. Подобное происходит, в частности, в случае возникновения юридического спора, совершения правонарушения или же невозможности осуществления субъективного права и юридических обязанностей иным путем без вмешательства компетентных органов.

Применение права это властная деятельность полномочных органов по реализации правовых норм путем конкретизации общих предписаний для индивидуальной жизненной ситуации и вынесения индивидуальных правовых актов (актов правоприменения).

Для осуществления правоприменения определены следующие процедуры, обычно именуемые стадиями процесса применения норм права:

- установление фактических обстоятельств дела, которое предусматривает определение круга фактов, необходимых для его решения, а также сбор и оценка таких фактов, установление достоверности и достаточности;

- их правовая квалификация, предполагающая выбор нормы права, ее анализ, проверка подлинности, пределов временного, пространственного и личностного действия, выяснение действительного смысла ее содержания, непротиворечивости и согласованности;

- принятие решения по существу рассматриваемого дела в виде документа – правоприменительного акта, которому придается властный характер и официальное значение;

- доведение решения до сведения заинтересованных субъектов права;

- контроль исполнения решения.

Правоприменительный акт, являясь официальным документом, содержащим властное решение полномочного органа по конкретному юридическому делу, обязателен к исполнению теми, кто подпадает под его действие. За ним стоит авторитет государства, чьим органом является или от имени которого выступает компетентная властная структура. Неподчинение требованиям, содержащимся в правоприменительном акте, ведет к юридической ответственности виновного лица, поскольку им нарушаются правовые предписания, на основе которых и принят данный официальный документ.

Правоприменительный акт отличен по своей сути от нормативного правового акта, поскольку предназначен для реализации предписаний последнего, являющегося источником права. Правоприменительный акт также называют индивидуальным правовым актом. Он должен соответствовать следующим признакам:

- имеет индивидуальный характер, поскольку распространяется на конкретно выделяемых в его решении лиц;

- является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения правоотношений;

- принимается компетентными органами государства и иными полномочными на такие действия органами;

- носит властный характер, подкрепляемый возможностью применения мер государственного воздействия;

- имеет силу для строго определенных ситуаций и не рас­пространяется на аналогичные случаи в будущем;

- рассчитан на однократное применение;

- имеет собственное наименование и установленную законом форму.

Правоприменительный акт в силу многообразия его проявления классифицируют по ряду оснований, в том числе:

- по принимающим их субъектам (акты органов государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, контрольно-надзорной) и негосударственных органов (в частности, органов местного самоуправления);

- по форме (указы, постановления, решения, приказы, указания, разрешения, приговоры и т. п.);

- по предметам правового регулирования (уголовно-правовые, семейно-правовые, гражданско-правовые и т. д.);

- по юридической силе (основные, содержащие окончательное –разрешение конкретной ситуации, и дополняющие или вспомогательные);

- по функциям права (регулятивные и охранительные);

- по способу выражения (документы, действия, символы (конклюдентные действия);

- по структуре (простые и сложные, состоящие, в частности, из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: