Совокупное предложение и факторы его определяющие

 

Совокупное предложение (АS – aggregate supply) – это модель в виде кривой, которая показывает реальный объем национального производства, который могут и готовы предложить предприниматели за конкретную цену в течение определенного периода времени.

Рисунок 3.3 – Кривая совокупного предложения

 

Рассмотрим выделенные отрезки на кривой совокупного предложения.

1 отрезок именуется горизональным (кейнсианским) отрезком характеризуется тем, что уровень цен остается неизменным, а реальный объем национального производства увеличивается или уменьшается.

2 отрезок называется восходящим (промежуточным) отрезком соответствует стадии роста в экономике, или стадии спада. Уровень цен и реальный объем национального производства изменяется прямо пропорционально.

3 отрезок - вертикальный (классический) отрезок соответствует стадии пика в экономике. Производство работы на полную мощность, реальный объем национального производства не меняется, но уровень цен возрастает.

Крем цен на товары и услуги на совокупное предложение оказывают влияние неценовые факторы, под воздействием которых кривая совокупного предложения смещается вправо при увеличении совокупного предложения или влево при уменьшении совокупного предложения, как показано на рисунке 3.4

Рисунок 3.4 – Изменения совокупного предложения.

 

Выделяют следующие неценовые факторы совокупного предложения:

1) Цены на ресурсы

2) Производительность труда

3) Изменение правовых норм

Рассмотрим влияние неценовых факторов совокупного предложения.

1 Цены на ресурсы. На изменение ресурсных цен оказывает влияние следующие подфакторы:

а) наличие внутренних ресурсов;

б) цены на импортные ресурсы;

в) господство на рынке.

а) Наличие внутренних ресурсов. Если увеличивается предложение внутренних ресурсов, то снижается цена на них. В результате уменьшаются издержки на производство единицы продукции, что ведет к уменьшению совокупного предложения.

б) Цены на импортные ресурсы. При снижении цен на импортные ресурсы, производитель будет больше стремиться к замене отечественных относительно дорогих ресурсов на аналогичные импортные, но более дешевые. В результате производственные издержки сократятся, что приведет к увеличению совокупного предложения.

в) Господство на рынке. Господство на рынке – это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. В результате увеличения ресурсных цен издержки на производство единицы продукции возрастут, что приведет к сокращению совокупного предложения.

2 Рассмотрим второй неценовой фактор совокупного предложения - производительность труда. Под производительностью понимают отношение реального объема производства к затратам. Увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов можно получить больший объем национального продукта.

3 Следующий неценовой фактор совокупного предложения - изменение правовых норм. Выделяют две категории таких изменений:

а) изменение налогов и субсидий;

б) изменение характера регулирования.

Рассмотрим влияние выделенных изменений.

а) Изменение налогов и субсидий. При увеличении налогов, взимаемых с предприятий, возрастают издержки на производство единицы продукции, что ведет к сокращению совокупного предложения.

Если налоги сокращаются и выделяются субсидии, то производственные издержки на единицу продукции уменьшаются, что ведет к увеличению совокупного предложения.

б) Изменение характера регулирования. В большинстве случаев усиление роли государства в регулировании предпринимательской деятельности ведет к росту производственных издержек из-за увеличения отчетности и большего объема канцелярской и бюрократической работы. Рост производственных издержек вызывает сокращение совокупного предложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: