Учебный модуль 3
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Цель реализации учебного модуля
Цель: подготовка к самостоятельной работе по изучению детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и обучение слушателей проведению консультативной работы с родителями и педагогами.
№ | Формируемая компетенция | Код компетенции |
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития. | ПК-5 |
Планируемые результаты обучения
№ | Знать | Код компетенции |
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики | ПК-5 | |
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития | ||
Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся | ||
Уметь | ||
Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся. | ПК-5 | |
Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ | ||
Понимать документацию специалистов (психологов, медицинских работников и т.д.) | ||
Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося | ||
Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
3. Учебно-тематический план
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями речи | Зачет | ||||||
3.1 | Методологические основы диагностики отклонений в развитии | ||||||
3.2 | Методы психолого-педагогического исследования. | ||||||
3.3 | Требования к организации психолого-педагогического обследования детей |
Содержание учебного модуля 3
Тема 3.1. Методологические основы диагностики отклонений в развитии
Проблемы ранней диагностики детей.Характеристика процедуры психологического обследования детей. Обработка результатов обследования ребенка, заключение и рекомендации. Проблемы диагностики детей с ЗПР. Организация проведения психолого-педагогической диагностики в образовательных организациях. Принципы психолого-педагогической диагностики. Организация проведения психолого-педагогической диагностики. Методология психолого-педагогической диагностики. Этические принципы работы психолога-психодиагноста.
Тема 3.2. Методы психолого-педагогического исследования.
Классификация методов психолого-педагогической диагностики. Проективные методы исследования личности. Обучающий эксперимент как исследование психического развития ребенка. Наблюдение и прогнозирование в обследовании ребенка. Исследование восприятия у детей. Умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец. Исследование мотивационной сферы детей. Диагностика особенностей развития личности младшего школьного возраста. Диагностика особенностей умственного развития детей дошкольного возраста. Исследование особенностей внимания у детей. Детские рисунки и их значение диагностики развития детей. Исследование речи. Исследование памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Метод анализа продуктов деятельности. Исследование особенностей межличностных отношений детей. Метод наблюдения. Метод беседы. Психологический эксперимент, его виды.