Четыре особенности отличали древнегреческую одежду: пропорциональность, закономерность, целесообразность, организованность. Руководствуясь этими принципами, греки создали совершенный тип костюма из отдельных прямоугольных кусков мягкой, эластичной, прекрасно драпирующейся ткани. Сама форма драпированной одежды способствовала выработке гордой и изящной осанки. Искусство одевания и умения носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи.
На протяжении веков греческий костюм менялся – от крайне простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но неизменными оставались принципы: одежда не кроилась и почти не сшивалась, полотнища ткани закреплялись на теле при помощи булавок или поясов и искусно драпировались. И красота одежды заключалась, прежде всего, в изяществе драпировки.
В основе своей и женская, и мужская одежда были очень похожи. Мужской костюм состоял из несшитой нижней одежды – хитона, а также плаща или накидки – гиматия. Хитон - прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и сколотый на одном или обоих плечах застежками фибулами, он обязательно подпоясывался. Длина хитона регламентировалась возрастными особенностями и родом деятельности. Чем старше мужчина, тем хитон длиннее, короткий до колен носили военные, молодежь и рабы. В качестве верхней одежды выступал плащ – гиматий, представляющий собой прямоугольный кусок ткани, довольно большого размера, который набрасывали на плечи и обертывали вокруг торса. Способы драпировки так же указывали на род деятельности. Так, например, простая драпировка гиматия оставляла правую руку открытой, а «ораторская» драпировка закрывала обе руки, т.к. искусство риторики предполагало умение убедить словом, а размахивать руками было неприлично. Помимо гиматия у мужчин был распространен еще один тип плаща – хламис (хламида). Он был более коротким и скреплялся либо на правом плече, либо под подбородком фибулой так же давая большую свободу движений, свободные концы падали красивыми фалдами. Его чаще всего носили юноши, пастухи, военные.
|
|
Костюм гречанок так же состоял из хитона, часто хитоны были плиссированными. Женский костюм был более закрытый по сравнению с мужским. Если мужской хитон доходил, как правило, до колен, то женский – до ступней ног. К тому же женщины имели больше вариантов драпировки хитона: пояс мог подвязываться как на талии, так и под грудью, над ним можно было сделать напуск – колпос, а над грудью, отогнув по всей ширине верхний край хитона, – отворот-диплодий, либо узкий, либо настолько широкий, что походил на своего рода блузку. От яркого солнца или в непогоду, в знак печали или желая остаться незамеченной, женщина могла покрыть голову отворотом-диплодием. В качестве верхней одежды женщины носили гиматий (в повседневной, обычной жизни, но при этом он меньше по размерам, чем мужской гиматий) или пеплос (который предназначался для торжественных случаев). Пеплос складывали в долевом направлении и отгибали по верхнему краю на 50-70 см.
|
|
При том что гречанки в основном сидели дома и выходили на улицу лишь для визита к соседке или для участия в некоторых религиозных обрядах, в Греции официально существовала и категория свободных независимых женщин – гетер (греч. «гетера» - «подруга», «любовница»). Они были не только хороши собой, но и прекрасно образованы, талантливы, свободны в своих чувствах. В отличие от замужних дам гетеры часто появлялись на улицах, в общественных местах, посещали мужские пиршества. Они то и являлись главными законодательницами женской моды. Некоторые из гетер вошли в историю: ученым рассуждениям Аспасии охотно внимали великие философы Сократ и Платон, прекрасная Фрина служила моделью знаменитым скульпторам и живописцам.