Техника проведения массажа и гимнастики ребенку от 9 до 12 месяцев

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды. В их качестве можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д. Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения выполняют из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе способствует укреплению мышц ног и живота.

Необходимо поощрять стремление ребенка к самостоятельному хождению. Первое время следует водить его за руки, давать ему опираться на любой движущийся предмет, например, на коляску. Однако ребенок может передвигаться и с помощью неподвижных предметов – детской кроватки, манежа и т. д.

Не следует пугаться, если ребенок вдруг упадет. Это не опасно. В процессе падения ребенка развивается его опорно-двигательный аппарат. Не стоит сразу бежать к нему на выручку. Он должен сам постепенно учиться подниматься на ноги. Необходимо создать для ребенка благоприятные условия для самостоятельного хождения, чтобы при падении он не получил какую-либо травму. Родители должны помогать ему лишь в том случае, если ребенку еще тяжело удерживаться на ногах, и он постоянно падает. Чтобы у ребенка развивалось чувство расстояния и уверенности при ходьбе, рекомендуется отойти на 2 – 3 метра и позвать его к себе. Если ребенок не пойдет, нужно взять в руки его любимую игрушку и снова поманить. Постепенно расстояние можно увеличить до 5 метров.

Когда ребенку исполнится 11 – 12 месяцев, родители должны предоставить ему возможность ходить босиком. Эта процедура не только закалит организм малыша, но будет способствовать правильному формированию стопы. Кроме того, в этом возрасте следует ввести больше упражнений, которые укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Для более быстрого развития навыка ходьбы необходимо проводить упражнения, укрепляющие мышцы и связки, а для профилактики нарушения формирования стопы следует чаще практиковать ходьбу босиком: летом – по песку и траве, зимой – дома по неровной доске.

Скользящие шаги. Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В указанный период его следует выполнять 6 раз.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног. Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого. Упражнение выполняется 6 раз, сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки. Исходное положение ребёнка – лежа на спине.Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд – деревянную палочку. Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему дотянуться до нее пальцами ног или всей ступней. Данное упражнение повторяют 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук. Исходное положение ребёнка – сидя или стоя.Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разгибает руки. При этом можно вести 2-тактный счет: раз – два, раз – два и т. д. Данное упражнение повторяют 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками. Методика выполнения подробно описана в предыдущих разделах. В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок должен повторять это упражнение 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами. Исходное положение ребёнка – стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения применяют любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый просит ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение повторяют 3 раза.

Переворот со спины на живот. Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого. Данное упражнение следует повторить 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе. Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущем разделе. Для 9-месячного ребёнка его надо усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые вкладывают в ладони ребенка, затем плавно поднимают его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже и на ноги. Упражнение повторяют 2 раза.

Массаж спины. Исходное положение ребёнка – лежа на животе.Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания. Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем приступают к растиранию. Его делают ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, возвращаются к поглаживанию. После очередного поглаживания переходят к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления закончивают поглаживанием. В заключение процедуры необходимо сделать несколько щипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа повторяют по 3 раза.

Массаж живота. Исходное положение ребёнка – лежа на спине.Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания. В начале процедуры делают несколько круговых поглаживаний. Затем переходят к встречным поглаживаниям, и лишь после этого – к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа выполняют с помощью ладоней. После поглаживания приступают к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания делают несколько поглаживающих движений. В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которое завершают несколькими поглаживающими движениями. Как уже неоднократно отмечалось выше, прием пощипывания способствует профилактике развития у ребенка грыжи. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик. Исходное положение ребёнка – лежа на животе.Упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать со стола или с пола игрушку, либо дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать. Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой. Исходное положение ребёнка – стоя на твердой поверхности. Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца. Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1 – 2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках. Исходное положение ребёнка – стоя на четвереньках.Упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку надо от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки. Исходное положение ребёнка – стоя на полу.Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша нужно поддерживать.

Глава 7. НЕДОНОШЕННОСТЬ. ГИПОТРОФИЯ. ОСОБЕННОСТИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 1500 г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2 – 3 месяца, дети с массой 1500 – 2000 г – на 1 – 1,5 месяца, а дети с массой 2000 – 2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников. У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ. В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2 – 3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения. На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, игры, гимнастика, массаж и т. д. У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2 – 3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние, такие дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д. Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно), в зависимости от возраста младенца: 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание; 1,5 – 2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков; 3 – 4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой; 4 – 5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки; 5 – 6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию; 7 – 8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину; 9 – 10 месяцев — вставание к барьеру; 11 месяцев — переступание вдоль барьера; 12 – 13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе. Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г – на 1 – 1,5 месяца раньше. На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники. Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать. Требования к проведению массажа и гимнастики 1) Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45 – 60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время. 2) Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2 – 3 раза в день, в некоторых случаях – 4 – 6 раз. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут. 3) Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха – 20 – 24 градусов С. 4) Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного. 5) Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа. 6) Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц. 7) Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры. 8) На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног. 9) В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений. 10) Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами. 11) Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3 – 4-месячного возраста его надо приучать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8 – 9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого. 12) Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям, помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности. Приемы медицинского массажа для недоношенных детей Медицинский массаж для недоношенных детей выполняется с использованием традиционных приемов детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продол жительность выполнения каждого приема – 0,5 – 2 минуты. В первые месяцы жизни кожа у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с щадящих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание). Родителям следует научиться различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома. Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж должен проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа. Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2 – 3 недель

Продолжительность занятий – 6 – 8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3 – 4 раза.

Дыхательные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок на руках матери, лицом к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения.

 

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы.

2. Разгибание стопы. Штриховым движением большого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а затем и по наружному краю – от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение.

 

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны – вдох, затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди – выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Придерживая ребенка левой рукой, правой нужно захватить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх – вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка – выдох.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение.

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Взяв одну из стоп, поддерживать ее 2 – 3 пальцами за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребёнок лежит на спине. Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения.

1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, направляя движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание ладонью по направлению от головы к ягодицам и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу яркую звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25 – 30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

2. Исходное положение – ребенок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание в позе “эмбриона”.

Дыхательное упражнение.

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их в том же согнутом состоянии к боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2 – 3 месяцев

Каждое упражнение повторить 3 – 4 раза.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине.

Следует вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение.

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение.

1. Хватательный рефлекс. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок должен захватить игрушку).

2. Для стоп. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”.

Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует направлять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения.

1. Массаж стоп. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Произвести поглаживания тыльной поверхности руки стоп ребенка. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребенка. Затем нужно произвести “встречное” поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно направлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого производят поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями направлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. Повороты. Исходное положение – ребёнок лежит на спине. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Нужно произвести поглаживание ладонью от головы к ягодицам и от ягодиц к голове – тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины. Исходное положение – ребенок лежит грудью на ладони массирующего. Отступя на 1 см от позвоночника, параллельно ему, с обеих сторон подушечками указательного и среднего пальцев произведите движения в направлении от лопаток к ягодицам и обратно. Туловище должно изогнуться в форме дуги, открытой кверху.

Пассивные упражнения.

1. Произвести выкладывание ребенка на живот с опорой на предплечья.

2. Массаж грудной клетки. Исходное положение – малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

3. Выкладывание на мяч. Нужно положить ребенка животом на мяч и медленно покачать.

IV комплекс упражнений для ребенка в возрасте 3 – 4 месяца

Каждое упражнение повторяют 3 – 5 раз.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание рук: большой палец нужно вложить в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно произвести кольцевое растирание: следует вложить большой палец в ладонь ребенка, остальными надо придерживать его кисть. Большим и указательным пальцами другой руки обхватить руку ребенка и, делая растирающие движения, продвигаться от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и наружной поверхности плеча. Закончить процедуру поглаживанием.

Дыхательное упражнение.

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Развитие хватательной функции руки. Необходимо вложить в ладонь ребенка игрушку (кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка своей рукой, побуждать его захватить игрушку. Затем слегка потянуть ее к себе.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание тыльной поверхности стоп ребенка. Во время поглаживания одной рукой нужно поддерживать ногу малыша за пятку.

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно указательным и средним пальцами одной руки захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой руки нажать на подошву у основания пальцев.

3. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Большим и указательным пальцами обеих рук следует обхватить голень ребенка в нижней ее части. Потом необходимо сделать энергичные расходящиеся кольцевые растирания наружной поверхности голени и, в три-четыре оборота дойти до колена.

4. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Затем нужно произвести растирание наружных мышц бедра.

5. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Произвести поглаживающие движения.

Рефлекторные упражнения для стоп.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Указательным и средним пальцами одной руки захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке, а по наружному краю – к мизинцу.

2. Подтанцовывание.

3. Рефлекторная “ходьба” по направлению от себя.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание живота (круговое, встречное, по косым мышцам живота).

2. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует произвести легкое растирание подушечками пальцев живота в круговом направлении (вокруг пупка), по прямым мышцам живота.

3. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Произвести пощипывание вокруг пупка. Завершить поглаживанием.

4. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Необходимо осуществить поворот со спины на живот: обхватить левой рукой снизу голени ребенка, указательный палец правой вложить в правую ладонь малыша, остальными пальцами правой руки охватить его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, повернуть его таз вправо. Вслед за этим ребенок должен провернуть голову и плечевой пояс – и вот он уже на животе.

5. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Произвести поглаживание спины и ягодиц малыша, затем растирание подушечками пальцев, которое следует завершить поглаживанием.

Рефлекторные упражнения.

1. “Ползание”. Исходное положение – ребенок в положении на животе. Следует приподнять туловище ребенка на 5 – 10 см, при этом полусогнутые ноги ребенка должны отталкиваться от ладони взрослого.

2. Исходное положение – ребенок в положении на спине. Полусогнутыми ногами ребенок должен отталкиваться от ладони взрослого.

3. Следует произвести отклонение головы малыша назад в положении лежа на животе на весу.

Пассивные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Необходимо произвести поглаживание и ритмичные надавливания на боковые поверхности грудной клетки.

2. Исходное положение – ребенок на руках у взрослого лицом к нему. Произвести выкладывание на мяч (на живот и на спину) и покачивание в различных направлениях.

V комплекс упражнений для ребенка в возрасте 4 – 5 месяцев

Каждое упражнение повторить 4 – 5 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах. Следует произвести массаж рук: поглаживание, кольцевое растирание, поглаживание.

Дыхательное упражнение.

Скрещивание рук на груди. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно вложить большие пальцы в ладони ребенка, остальными придерживать его кисти. Отвести ручки в стороны – вдох, затем скрестить их на груди – выдох.

Пассивные упражнения.

1. Массаж ног. Поглаживание, кольцевое растирание, разминание. Нужно положить ногу ребенка между своими ладонями так, чтобы одна рука легла на наружную поверхность голени, а другая – на заднюю. Затем одновременно двумя руками следует произвести энергичное щипцеобразное разминание, продвигаясь по направлению к бедру. Движения при этом нужно выполнять кругообразно.

2. Одновременное сгибание и разгибание ног. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голеней сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги.

3. Повороты. Произвести повороты малыша со спины на живот в обе стороны.

4. Массаж спины и ягодиц. Поглаживание, растирание, разминание длинных мышц спины (с обеих сторон позвоночника). Захватив “щипцами” мышцы и делая одновременно круговые поступательные движения, следует продвигаться от поясницы к шее. Разминание ягодиц лучше делать одной рукой, другую положить на область таза. Затем нужно произвести поколачивание или пощипывание ягодиц и закончить поглаживанием.

5. “Парение” на животе. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Подвести одну ладонь под живот ребенка, другой удерживать ноги в области голеней, сложив при этом пальцы по типу “вилочки”. Затем поднять малыша над столом в горизонтальном положении. Тело ребенка должно образовывать дугу, открытую кверху.

6. Массаж живота. Следует произвести все виды поглаживания, растирание, пощипывание, поглаживание.

7. “Парение” на спине. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Нужно подвести одну ладонь под спину ребенка, ноги удерживать в области голеней “вилочкой”. Затем поднять ребенка над столом, удерживая горизонтальное положение, при этом его голова должна отклоняться вперед.

Рефлекторные упражнения.

1. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и двумя руками.

2. Упражнения на сопротивление:

а) отталкивание от руки взрослого;

 

б) отталкивание от мяча.

Пассивно-рефлекторные упражнения.

Исходное положение – ребенок лежит на спине. Взрослый должен обхватить голени ребенка спереди, согнуть его ноги в коленях и прижать ступни к поверхности стола. Нужно попеременно сгибать и разгибать ноги, не отрывая ступни от поверхности стола.

1. Подтанцовывание.

2. Массаж груди. Поглаживание, ритмичное надавливание на боковые поверхности грудной клетки.

4. “Бокс” – сгибание и разгибание рук. Нужно вложить в ладошки ребенка свои большие пальцы, чтобы он сжал ручки в кулачки. Остальными пальцами придерживать его кисти. Затем нужно попеременно сгибать и разгибать руки ребенка.

Активно-рефлекторное упражнение.

Покачивание на мяче. В положении на животе с самостоятельным отталкиванием стопами от поверхности стола; в положении на спине, в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движений.

VI комплекс упражнений для ребенка в возрасте 5 – 6 месяцев

Каждое упражнение повторить 4 – 6 раз. Техника массажа некоторых упражнений описана в предыдущих комплексах.

Пассивное упражнение.

Комплекс следует начать с массажа рук малыша: поглаживание, растирание.

Дыхательное упражнение.

Произвести скрещивание рук на груди.

Пассивно-рефлекторные упражнения.

Следует:

1.Произвести массаж ног; поглаживание, растирание, разминание, поглаживание.

2. Обхватить руками ноги ребенка за нижние части голеней. Мизинцы рук должны лежать на пятке. Теперь должно следовать сгибание и разгибание ног.

3.Осуществить попеременное сгибание и разгибание ног, обхватив их так, как и в предыдущем упражнении. Ноги сгибаются поочередно, медленно, мягко, можно в сочетании с вибрацией.

4. Произвести поворот со спины на живот.

5. Исходное положение – лежа на животе. Положить недалеко от ребенка яркую игрушку. При этом он должен приподняться на ручки и стараться рассмотреть игрушку. Затем он должен взять игрушку. Упражнение нужно сделать 1 раз.

6. Выполнить массаж спины и ягодиц: поглаживание, растирание, разминание, стимулирующие приемы, поглаживание.

7. Из положения лежа поднять ребенка под мышки, поставить его на колени. Затем, поддерживая ребенка, его надо немного наклонить к плоскости стола и скользящим движением слегка “протащить” его. Продолжая это движение, несколько приподнять его. Ребенок должен самостоятельно встать вначале на одно, затем на второе колено, выпрямиться, встать на стопы. После этого надо повернуть его лицом к себе, улыбнуться, похвалить.

8. Массаж живота: поглаживание, растирание, стимулирующие приемы, поглаживание.

9. Исходное положение – положение лежа на спине. Нужно дать ребенку обхватить руками свои указательные пальцы, выпрямить руки к себе. Затем со словами “сядь” и легким подтягиванием за руки побудить ребенка сесть. При этом нужно обратить внимание: если ребенок запрокидывает голову, значит, он не готов еще к этому упражнению.

10. Массаж груди: поглаживание, надавливание на грудную клетку.

11. “Бокс”.

12. “Парение” на спине (упражнение нужно делать 1 раз).

VII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 6 – 9 месяцев

Каждое упражнение повторить 4 – 6 раз.

Дыхательное упражнение.

Начать комплекс нужно со скрещивания рук.

Пассивно–рефлекторные упражнения.

1. “Бокс” с кольцами. В ладони ребенка вложить кольца или удобные для захвата игрушки (с округлой ручкой).

2. Следует произвести поворот со спины на живот поочередно вправо и влево. Для этого правой рукой нужно обхватить нижнюю треть голеней малыша, а левой показывать игрушку. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на ней, положить слева или справа на расстоянии его вытянутых рук. Потом, зафиксировав на ней взгляд ребенка, предложить достать игрушку со словами: “достань игрушку”, “возьми игрушку”.

Активно-рефлекторные упражнения.

1. Ребенок должен выполнить повороты без помощи или с незначительной помощью взрослого. Движения должны быть поочередными: вправо на бок, потом на живот и влево. Взрослый при этом должен побуждать малыша словами: “достань игрушку”, “повернись на живот”.

2. Ползание за игрушкой с помощью взрослого. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Полусогнутые ноги ребенка упираются в ладонь взрослого, игрушка лежит впереди. Словами “достань игрушку” и, сгибая ноги, следует стимулировать ползание малыша.

3. Ползание за игрушкой без помощи взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на животе. Ноги согнуты в коленях и упираются ступнями в ладони взрослого. Нужно предложить взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50 – 60 см.

4. Поднимание выпрямленных ног с помощью взрослого. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Следует обхватить голени малыша рядом с коленными суставами, выпрямляя при этом его ноги. Затем вертикально поднять ноги ребенка. Вернуть в исходное положение.

5. Присаживание при поддержке за вытянутые вперед руки, держась за кольца; при поддержке за одну руку; самостоятельное присаживание.

6. Вставание на ноги с упором. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Взрослый упирает ноги малыша себе в живот и удерживает его обеими руками за подмышки. Затем необходимо помочь ребенку присесть, после чего поставить малыша на ноги. По завершении положить ребенка на спину.

7. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Дать малышу обхватить указательные пальцы, остальными придерживать его кисти. Отвести руки в стороны до полного разгибания, затем выпрямленные руки ребенка приблизить к голове на уровне ушей, при этом ребенок должен поднять голову назад и вверх.

8. Исходное положение – ребенок стоит на столе, лицом к взрослому. Стимулирование переступания в возрасте 7 месяцев при поддержке за подмышки (1 – 3 раза), в возрасте 8 – 9 месяцев – при поддержке за кисти обеих рук, за кольца.

9. Исходное положение – ребенок лежит на животе. Уложить ребенка на край стола так, чтобы грудь и голова его были вне стола. При этом взрослый придерживает ребенка за таз и ноги. В таком положении ребенок должен разогнуть шею и туловище, поднимая их выше стола, образуя дугу, открытую вверх. Руки ребенка выпрямляются и выдвигаются вперед. Движение нужно стимулировать словом, игрушкой, помочь точечным массажем спины.

Это упражнение можно заменить “парением” на животе.

VIII комплекс упражнений для ребенка в возрасте 9 – 12 месяцев

Активные упражнения.

1. Исходное положение – ребенок сидит. Комплекс следует начать с круговых движений руками малыша. Ребенок должен обхватить большие пальцы ваших рук, кольца или игрушки. Нужно плавно отвести руки в стороны, поднять к голове, затем – вперед и вниз.

2. “Бокс” с кольцами из положения лежа, сидя и стоя.

3. Исходное положение – ребенок сидит. Малыш должен достать игрушку, которую взрослый держит на высоте вытянутых рук ребенка.

4. Исходное положение – ребенок стоит. Взрослый держит его обеими руками за талию. Наклонить туловище ребенка за игрушкой и выпрямить его туловища со словами “достань игрушку”.

5. Повороты со спины на живот самостоятельно и по просьбе взрослого.

6. Ползание на четвереньках.

7. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Самостоятельное поднимание выпрямленных ног. Ребенок должен по просьбе достать стопами мяч, находящийся в руках у взрослого.

8. Исходное положение – ребенок лежит на спине. Со словами взрослого “садись” малыш должен присесть, затем со словами “ложись” – принять исходное положение.

9. Исходное положение ребёнка – лежа на животе, затем – лежа на спине. Малыш должен выполнить просьбу взрослого достать лежащую на стуле игрушку, взять её в руки; взять игрушку со стула, передать ее взрослому; взять игрушку со стула, стоящего сзади.

10. Исходные положения ребёнка разные: а) с живота; б) с положения на коленях; в) стоя. Приподнимание туловища ребенка за выпрямленные руки с помощью колец.

11. Исходное положение – ребенок сидит. Самостоятельное вставание. Со словами взрослого “встань” ребенок должен встать, со словами “садись” – сесть.

12. Исходное положение – ребенок стоит. Взрослый держит малыша за кисти обеих рук. В заключение следует помочь малышу походить.

Гипотрофия. Особенности массажа и гимнастики.

Гипотрофия – состояние истощения, обусловленное хроническим расстройством питания. Причины, вызывающие гипотрофию многообразны, но наиболее простой и частой среди них является недостаточное или неправильно организованное питание. Малое количество молока матери, слишком разбавленное или бедное по составу молоко, слабое, неактивное сосание ребенка, асоциальность и алкоголизм родителей – все это может привести к затяжному голоданию малыша и к значительному снижению его веса.

Гипотрофией чаще страдают недоношенные дети, дети с врожденными пороками развития. Длительно протекающее расстройство пищеварения, болезни обмена веществ, затяжные или часто повторяющиеся инфекции также способствуют развитию истощения. Иногда гипотрофия может возникнуть внутриутробно и вне утробно при различных заболеваниях матери, курения во время беременности, алкоголизме.

Огромное значение имеют уход за ребенком и условия окружающей его среды. Дети, живущие в условиях постоянного недостатка свежего воздуха, солнечного света и внимания, в большей степени подвержены гипотрофии. Причины истощения могут быть различны, но изменения во внешнем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально велика, подкожный жировой слой постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой. Одним из основных признаков гипотрофии является замедление или прекращение возрастной прибавки массы тела.

По величине отставания веса ребенка от возрастной нормы различают три степени гипотрофии:

I (легкая) — на 15 – 20%.

II (средняя) — до 30%.

III (тяжелая) — более 30%.

Лечение направлено, прежде всего, на устранение причины болезни.

Больному ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, идеальный гигиенический и двигательный режим. Особенно эффективны массаж и лечебная гимнастика, которые повышают общий тонус организма, нормализуют обменные процессы, повышают сопротивляемость к инфекциям, формируют правильные двигательные навыки.

Временными противопоказаниями к массажу и лечебной гимнастики являются:

- прогрессирующая потеря массы тела;

- выраженный токсикоз;

- высокая температура тела;

- острый период сопутствующих заболеваний.

Учитывая особенности гипотрофии, необходим строго индивидуальный подход при выполнении массажа и лечебной гимнастики. Нельзя забывать, что у больных детей нарушена терморегуляция и резко снижена сопротивляемость организма к инфекциям. Вот почему привычные рекомендации полностью обнажать ребенка во время процедуры, в этом случае неприемлемы.

Во время занятий следует обнажать ребенка лишь частично; при массаже ног надо прикрыть верхнюю часть туловища и руки теплой пеленкой, при массаже рук – туловище и ноги. Руки массирующего должны быть особенно чистыми, сухими и теплыми. Массировать следует плавными осторожными движениями, не допуская рывков и толчков.

Быстрая утомляемость ребенка, страдающего гипотрофией, требует строгого соблюдения принципа рассеянной нагрузки; недопустимо длительное упражнение одних и тех же мышечных групп, продолжительное положение в одной и той же позе (на спине, животе, боку).

Таким образом, основу методики лечебной гимнастики и массажа составляет индивидуальный подход к ребенку с учетом степени развивающейся гипотрофии, характера нарушения деятельности органов и систем, возраста и психомоторного развития. Так как в норме, если ранее ребёнок не был ожиревшим, гипотрофия не должна развиваться, необходимо посоветоваться с врачом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: