Содержание
1. Область применения и нормативные ссылки…………………………….4
2. Цель и задачи освоения дисциплины………………………………………4
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы………...5
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины………………………………………………………………….…...6
5. Объем дисциплины………………………………………………………….20
6. Структура учебной дисциплины…………………………………..............23
7. Содержание дисциплины………………………………………………..….49
8. Методические указания обучающимся……………………………….…136
9. Фонд оценочных средств…………………………………………………..155
10. Перечень основной и дополнительной литературы………………….181
11. Информационное и программное обеспечение…………………..……201
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………..……202
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающегося и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»).
Программа разработана в соответствии с:
· Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр», утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. №464;
· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367;
· Образовательной программой по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»);
· Учебным планом Академии по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»), одобренных Ученым советом «28» августа 2014 г. № 1, «21» февраля 2013 г. № 5, «23» мая 2015 г. № 10, «30» августа 2014 г. № 8, и утвержденных ректором ФГБОУ ВО «СГЮА»
Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Уголовный процесс» является освоение обучающимися порядка осуществления уголовно-процессуальной деятельности органов государства по обнаружению и выявлению преступлений, возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, направленной на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступных деяний, осуществление правосудия по уголовным делам.
Задачи дисциплины:
· ознакомление с теорией уголовного судопроизводства.
· анализ и исследование уголовно-процессуального законодательства.
· развитие у обучающихся профессионального подхода к реализации теоретических и практических навыков в области уголовного судопроизводства
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Уголовный процесс» относится к циклу дисциплин профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки 40.03.01 (030900.62) Юриспруденция.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении следующих дисциплин:
· Теория государства и права
· Конституционное право
· Уголовное право
· Правоохранительные органы
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
· Криминалистика
· Теория доказательств
· Прокурорский надзор
· Адвокатура
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает следующие компетенции:
№ п/п | Код по ФГОС | Компетенция | Приобретаемые знания, умения, навыки |
1. | ОК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать: основополагающие нравственные и гуманистические принципы уголовного судопроизводства Уметь: использовать полученные знания в практической работе; оперировать юридическими понятиями анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно- процессуальные нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовно - процессуальным законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения уголовно - процессуального закона. Владеть: юридической терминологией. |
2. | ОК-2 | Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать: основополагающие нравственные и гуманистические принципы уголовного судопроизводства Уметь: правильно толковать и применять нормы права и ведомственные нормативные акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и суда; -выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: навыками принятия законных и обоснованных решений; навыками составления процессуальных документов; навыками самостоятельной работы по изучению действующего уголовно – процессуального законодательства. |
3. | ОК-3 | Владеет культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения Владеть: навыками принятия законных и обоснованных решений; навыками составления процессуальных документов; навыками самостоятельной работы по изучению действующего уголовно – процессуального законодательства. |
4. | ОК-4 | Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | |
5. | ОК-6 | Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: правильно толковать и применять нормы права и ведомственные нормативные акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и суда; -выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: нетерпимым отношением к коррупционному поведению; уважительным отношением к праву и закону. |
6. | ПК-1 | Способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности | Знать:проекты законодательных актов, основные правила законодательной техники и законодательного процесса, уголовно-процессуальную терминологию, содержание действующего уголовно-процессуального и смежного отраслевого законодательства. Уметь:свободно ориентироваться в действующем законодательстве и анализировать правоприменительную практику, работать над законопроектами, осуществлять экспертизу отраслевого законодательства с точки зрения его процессуальности, соответствия Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Владеть:навыками работы с законопроектами и действующими правовыми актами, содержащими нормы уголовно-процессуального права. |
7. | ПК-2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: основополагающие положения уголовного процесса; сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в уголовном процессе Уметь: толковать нормы уголовно – процессуального права системно, в контексте Российской Конституции, принципов и стандартов международного права, стандартов, выработанных Европейским Судом по правам человека; применять нормы уголовно – процессуального права в ситуации нечеткого их изложения законодателем, в ситуации выбора разрешения сложных юридических конструкций; собирать и представлять доказательства, демонстрировать их; вести расследование и рассмотрение дел в судах в рамках надлежащей процедуры, в условиях жесткого соблюдения законодательства, включая обеспечение прав участников процесса Владеть: юридической терминологией в области уголовного процесса; правилами юридической техники, методиками конструирования справедливых решений. |
8. | ПК-3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения уголовного закона; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению профилактике правонарушений, а также выявлять давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Владеть: методиками расследования и рассмотрения в судах уголовных дел; технологиями проведения допросов; технологиями самостоятельного сбора других доказательств. |
9. | ПК-4 | Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: основополагающие положения уголовного процесса Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения уголовного закона; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению профилактике правонарушений, а также выявлять давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Владеть: юридической терминологией; навыками работы с уголовно-правовыми актами; навыками анализа различных уголовно-правовых явлений, фактов, норм, отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками реализации уголовно-правовых норм; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений (преступлений). |
10. | ПК-5 | Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать: основополагающие положения уголовного процесса Уметь: применять нормы уголовно – процессуального права с учетом не формально – нормативного, а правового принципа, соотнося его с конкретным случаем, рассматривающимся как уникальным; применять нормы уголовно – процессуального права в ситуации нечеткого их изложения законодателем, в ситуации выбора разрешения сложных юридических конструкций; собирать и представлять доказательства, демонстрировать их; вести расследование и рассмотрение дел в судах в рамках надлежащей процедуры, в условиях жесткого соблюдения законодательства, включая обеспечение прав участников процесса Владеть: юридической терминологией; навыками работы с уголовно-правовыми актами; навыками анализа различных уголовно-правовых явлений, фактов, норм, отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками реализации уголовно-правовых норм; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений (преступлений). |
11. | ПК-6 | Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: применять нормы уголовно – процессуального права с учетом не формально – нормативного, а правового принципа, соотнося его с конкретным случаем, рассматривающимся как уникальным; применять нормы уголовно – процессуального права в ситуации нечеткого их изложения законодателем, в ситуации выбора разрешения сложных юридических конструкций; собирать и представлять доказательства, демонстрировать их; вести расследование и рассмотрение дел в судах в рамках надлежащей процедуры, в условиях жесткого соблюдения законодательства, включая обеспечение прав участников процесса Владеть: юридической терминологией; навыками работы с уголовно-правовыми актами; навыками анализа различных уголовно-правовых явлений, фактов, норм, отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками реализации уголовно-правовых норм; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений (преступлений). |
12. | ПК-7 | Владеет навыками подготовки юридических документов | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: правильно толковать и применять нормы права и ведомственные нормативные акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и суда; -выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: навыками принятия законных и обоснованных решений; навыками составления процессуальных документов; навыками самостоятельной работы по изучению действующего уголовно – процессуального законодательства. |
13. | ПК-10 | Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения уголовного закона; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению профилактике правонарушений, а также выявлять давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Владеть: юридической терминологией; навыками работы с уголовно-правовыми актами; навыками анализа различных уголовно-правовых явлений, фактов, норм, отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками реализации уголовно-правовых норм; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений (преступлений). |
14. | ПК-12 | Способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению | Знать:сущность уголовно-процессуального закона, место и роль различных источников уголовно-процессуального права в системе уголовно-процессуального законодательства; правовое положение участников уголовного судопроизводства; теоретические и законодательные основы доказывания в уголовном судопроизводстве, основы соответствующей практической деятельности; сущность и процессуальный порядок деятельности на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса и отдельных процессуальных производствах. Уметь:анализировать уголовно-процессуальный закон и применять его к конкретным ситуациям; использовать полученные теоретические знания при производстве следственной и судебной деятельности; анализировать причины и условия, способствующие совершению преступления; формулировать предложения по совершенствованию норм уголовно-процессуального законодательства и практики их применения. Владеть:навыками принятия решений по уголовным делам и составления различных уголовно-процессуальных документов; умением работы с правовыми актами, регламентирующими уголовно-процессуальную деятельность; навыками производства следственных и судебных действий. |
15. | ПК-13 | Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять уголовно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области применения уголовного закона; выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению профилактике правонарушений, а также выявлять давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения Владеть: юридической терминологией; навыками работы с уголовно-правовыми актами; навыками анализа различных уголовно-правовых явлений, фактов, норм, отношений; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками реализации уголовно-правовых норм; методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений (преступлений). |
16. | ПК-16 | Способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности | Знать: содержание действующего уголовно-процессуального законодательства; практику уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и суда; основные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры и суда; основные положения международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Уметь: правильно толковать и применять нормы права и ведомственные нормативные акты, регламентирующие уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей, прокуроров и суда; -выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: навыками принятия законных и обоснованных решений; навыками составления процессуальных документов; навыками самостоятельной работы по изучению действующего уголовно – процессуального законодательства. |
Объем дисциплины
5.1 Очная форма обучения:
Курс 3, семестры 5,6. Форма промежуточной аттестации – зачет, экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).
Общая трудоемкость (зач. ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
7/252 | V – 18 VI – 20 | V – 48 VI – 32 | V – 24 VI – 56 | V | VI – 54 |
5.2 Заочная форма обучения:
Срок обучения: 3,5 года
Курс 3, семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).
Общая трудоемкость (зач. ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
7/252 | 108 переаттестация |
Срок обучения: 3 года на базе высшего образования.
Курс 2, семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
3/108 |
Срок обучения: 3 года на базе высшего образования.
Курс 3, семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
4/144 |
Срок обучения: 5 лет
Курс 3, семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
3/108 |
Срок обучения: 5 лет
Курс 4, семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
4/144 |
Срок обучения: 3 года на базе среднего профессионального образования
Курс 2, семестр 4. Форма промежуточной аттестации – зачет.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
3/108 | - | 72 переаттестация |
Срок обучения: 3 года на базе среднего профессионального образования
Курс 3, семестр 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Общая трудоемкость (зач. Ед/часы) | Контактная работа обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) | Самостоятельная работа (часы) | Промежуточная аттестация | |||
Всего (часы) | Лекционные занятия | Практические (семинарские) занятия | зачет | Экзамен | ||
3/108 |