Цель: Раскрыть особенности политического поведения и политического участия субъектов политики.
План:
1. Политическая деятельность: понятие, типы, средства и методы.
2. Понятие политического поведения и участия.
3. Типы и модели политического поведения и участия.
Литература:
1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 425-477.
2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 241-266.
3. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с. 362-401.
4. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 377-3890.
5. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 371-413, 549-568.
1. Политическая деятельность: понятие, типы, средства и методы.
Одной из основных характеристик политического процесса является деятельность субъектов политики, т.е. политическая деятельность. Она представляет собой сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главной побудительной причиной политической деятельности являются жизненно важные интересы и потребности людей, наиболее важными из которых являются экономические и материальные. Именно в них коренятся самые глубокие побудительные мотивы участия людей в политике. Потребности становятся политическими интересами и вызывают определенные действия тогда, когда люди осознают, что удовлетворение их потребностей зависит от их влияния на власть или изменений в политической системе. Кроме интересов и потребностей, мотивационный компонент политической деятельности определяется также уровнем образования субъектов действия; умением анализировать сложившуюся ситуацию, в которой происходят события; системой ценностей и норм, существующей в обществе; эмоционально-психологической предрасположенностью участников событий. Политическая деятельность имеет достаточно сложную структуру:
|
|
Политическая деятельность | |||||
субъекты | объекты | ||||
средства и методы | |||||
Политические отношения | |||||
В качестве субъектов политической деятельности могут выступать: индивидуальные субъекты (рядовые граждане или профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы, элиты); институциональные субъекты (организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества). Субъекты политической деятельности вступают в определенные отношения друг с другом — политические отношения. Они носят характер конкурентного взаимодействия, которое обусловлено взаимным стремлением субъектов к завоеванию и использованию государственной власти. В силу этого политические отношения часто отличаются напряженностью и конфликтностью. Основным объектом политической деятельности является существующая система социально-политического устройства общества, т.е. политическая система. Одни субъекты политики пытаются ее сохранить и упрочить, другие реорганизовать и тем самым приспособить для реализации своих интересов, третьи — подвергнуть кардинальному преобразованию. Средства и методы политической деятельности весьма разнообразны. К ним относят: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, встречи, переговоры, восстания, революции, войны и т.д. Выбор методов и средств политической деятельности зависит от особенностей политической культуры общества.
|
|
Политическая деятельность состоит из целого ряда конкретных политических действий, под которыми понимаются определенные акции, шаги, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидами, социальными группами, общностями с целью получить некий политический результат. Эти действия могут быть:
• позитивные (их целью является постоянное совершенствование политической системы или ее структурных компонентов, развитие в прогрессивном направлении) или негативные (они часто вызывают развитие конфликтов в обществе, кризисной ситуации, неэффективность государственного управления);
• рациональные (отличаются тем, что субъекты имеют четкое представление о целях и используют все возможные методы и средства для их достижения) и иррациональные (для них характерно то, что субъекты не имеют четких представлений о целях);
•инерционные (направлены на сохранение традиционных политических отношений и механизмов государственной власти, на воспроизводство принятых в обществе норм поведения) и творческие (вносят в политику перемены, обеспечивают совершенствование политической системы);
• стихийные (действия, которые не управляются политическими институтами) и организованные (отличаются высокой сознательностью и целеустремленностью субъектов политики);
• институционализированные (порядок осуществления таких действий регламентируется законами, уставами, положениями, инструкциями и т.д.) и неинституциона-лизированные (они связаны как с решением проблем, не предусмотренных официальным протоколом, инструкцией, сложившейся написанной традицией или уставом, так и с нарушением установленных норм).
Многообразие действий субъектов политического процесса предполагает существование различных типов политической деятельности. В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия в сфере политико-властных отношений, выделяют следующие виды политической деятельности:
• политическая реформа — это изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей политической структуры; постепенное проведение намеченных преобразований общества, в которых акцент делается на доведение этих преобразований до конца. Реформы проводятся, как правило, в законодательном порядке и сверху в целях совершенствования способностей политической системы адаптироваться к меняющимся в ходе развития условиям ее функционирования. Проведение политических реформ свидетельствует об эволюционном и ненасильственном характере развития политического процесса, о способности определенной политической системы приспосабливаться к многообразным интересам и требованиям общества, новым экономическим, социальным, этническим, религиозным и иным факторам. Наиболее распространенными типами политических реформ являются конституционные изменения в сфере исполнительной власти, перестройка соотношения сил в партийной системе или парламенте и т.д.;
|
|
• революция — коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры общества; коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой. Кроме того, термин революция может использоваться и в переносном смысле для обозначения мощных тенденций, способствующих коренному преобразованию, перевороту в качестве какой-либо области жизнедеятельности обществ (научно-техническая революция, информационная революция и т.д.). Характерными признаками революций являются: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка; участие в них большого количества мобилизованных людей; сопровождение революционного процесса насилием. Результаты революций могут быть самыми различными: это насильственное изменение существующего политического режима; замена политической элиты, неспособной управлять, другой, более действенной; кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества — социальной, экономической, политической; радикальный разрыв с прошлым; внесение изменений в нравственные устои общества, воспитание нового человека;
• контрреволюция - политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Целью контрреволюции является свержение новой элиты и восстановление прежних порядков. Для финансирования контрреволюционной деятельности часто используются средства эмигрантов, а также стран, которые заинтересованы в ликвидации революционного режима. В качестве методов борьбы с новыми порядками контрреволюционеры используют вооруженное насилие, экономический саботаж, политическую пропаганду. В случае успеха контрреволюции начинается этап открытой реставрации власти прежних политических сил.
|
|
• реставрация — процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или государственного переворота. В большинстве своем реставрации носят реакционный характер, гораздо реже они содействуют установлению более демократического режима (например, республиканская реставрация, осуществленная Шарлем Де Голлем (1890-1970) во Франции в 1945-1947гг., способствовала значительному реформированию политической и социальной сфер французского общества);
• политическая модернизация — это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Политической модернизации присущи четыре основные особенности: высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов, единая централизованная политика с определенными задачами и ориентирами; расширение деятельности центральных административных и политических организаций и их проникновение во все сферы общественной жизни; высокая политическая активность граждан; ослабление традиционных элит и легитимности власти наряду с ростом ответственности правителей перед управляемыми, наделенными потенциальной властью, т.е. способными влиять на принятие решения и формулирование политики;
государственный переворот — внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом (президента, правительства, штата государственных чиновников), которые не связаны с какими-либо коренными изменениями политического режима, социально-экономических отношений в обществе. Государственные перевороты так же, как и революции, отличаются коллективным и насильственным характером политической деятельности, а также стремлением с помощью пропаганды идеологизировать произошедшие события. Однако в отличие от революции государственному перевороту предшествует заговор, причем хорошо организованный, внутри самих государственных институтов. Главной целью государственного переворота является разрушение легитимности существующей власти и утверждение во главе государства другой политической силы, которая будет удерживать обретенные полномочия силой. Подобные политические действия чаще всего ведут к уничтожению стабильной формы правления и утверждению анархии или диктатуры. Примером подобного государственного переворота может служить переворот в Чили в 1973 году, приведший к власти диктатора Аугусто Пиночета Угарте;
• бунт, восстание, мятеж - это различного рода возмущения масс действиями властей, чаще всего они носят вооруженный характер.
Большую опасность в современном мире представляет терроризм (от лат. 1еггог — страх, ужас) — целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства (угрозы, шантаж, похищения людей, убийства и др.) с целью запугивания правительств и мирных граждан. Существуют различные формы терроризма. Исторически первой формой терроризма явился индивидуальный террор. Со временем он стал дополняться или совмещаться с коллективно-организованным террором. В современных условиях формы терроризма модернизируются; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, бесчеловечной. Учащаются случаи угонов самолетов, взрывов общественных зданий, захвата заложников, в том числе стариков, женщин, детей, применения изощренных способов угроз, пыток. В конце XX - начале XXI века получил широкое распространение этнический и религиозный террор, усилился международный терроризм. После событий 11 сентября 2001 г. в США ряд государств - членов ООН стали координировать свою деятельность в борьбе против международного терроризма.
насильственная | |
революция | |
контрреволюция (реставрация) | |
государственный переворот | |
бунт, восстание, мятеж, террор | |
Формы и виды политической деятельности
мирная | |
политические реформы | |
конформизм | |
парламентская деятельность | |
политическая модернизация |
2. Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей) на деятельность политической системы. Связь политики и реальных политических действий исследуется в науке в рамках поведенческого подхода – бихевиоризма. Он акцентирует очень важный исходный пункт всякого восприятия и изучения политики, а именное: непосредственно наблюдаемое единство окружающей реальности и индивидуального опыта человека. В связи с этим подходом появляется понятие «поведенческая революция», создателям которого являются английские и американские политологи, занимающиеся этой проблемой с 1944 г. Поведенческая революция создала основу для возникновения трех направлений, основанных на традициях и схемах политической социологии, социальной психологии и политической экономии, каждое из которых по-своему трактовало поведение индивида, делающего свой выбор в политике на принципах рациональности и личной заинтересованности.
В целом, в политологии под термином «политическое поведение понимают:
- Действия отдельных субъектов и массовые выступления;
- Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы;
- Акции в поддержку системы и действия, направленные против нее.
Психологи различают три формы человеческой активности: инстинктивную, навыки и разумную. Политические инстинкты включают в себя инстинкт самосохранения, жесткость, насилие, агрессия, солидарность.
Навыки – это определенные умения, привычки, стереотипы, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре. Разумные действия политологи трактуют по-разному, но все сходятся в том, что критериями разумности в политике могут быть – эффективность, степень осознанности политических действий, соответствий высшим ценностям, поставленных в центре политики. При разумном подходе определяющей линией является целеполагание. Для этого применяются программы, идеологические схемы, доктрины, особенно идеология как концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике.
Существуют различные схемы объяснения истоков политического поведения, в общем их можно свести к необходимости учитывать:
- Внешнюю среду, посылающие стимулы субъекту поведения;
- Потребности действующего субъекта мотивы;
- Установки, ценности, ориентации, убеждения, цели;
- Личные особенности ролей, стилей принятия решений и т.д.
- Собственно действия и поступки;
- Обратную связь между поведением и условиями.
Среди перечисленных истоков можно выделить особенно: Потребности (по А. Маслоу «Мотивация и личность»):
- Потребности материального существования;
- Потребность в безопасности;
- Потребность в любви;
- Потребность в самореализации;
- Потребность в самоактуализации.
А.И. Юрьев в книге «Введение в политическую психологию» добавил потребность в сохранении жизни, потребность в продолжении рода, потребность в сотрудничестве, потребность в ориентации.
В целом, политологи делят потребности на 2 большие группы: материалистические и нематериалистические (Инглхарт).
Потребности побуждают человека к активности, но смысл действию придают мотивы. И. Аткинсон выделяет 3 ключевых мотива: власть, достижение и аффиляция.
Власть, по его мнению, это некая ценность, к обладании которой стремятся все человеческие существа. Выделяют три типа причин, по которым индивид домогается власти:
- Для господства под другими или ограничения их действий;
- Для того, чтобы никто не вмешивался в его дела;
- Для достижения политических успехов.
Мотив достижения проявляется в заботе о самосовершенствовании, повышении мастерства. Мотив контроля над людьми и ситуацией очень тесно связан с мотивом власти. Аффиляция (присоединение) подразумевает товарищеские теплые отношения человека с его окружением. Для политика она означает получение одобрения со стороны партнеров, единомышленников.
Политическое поведение проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы поведения связаны с политическими организациями, выборами. Оно зависит от климата (обстановки), в организации, поведении лидера.
Стихийные выступления, незапланированные поступки, неорганизованные массовые выступления, бунты, восстания, митинги и т.д. Стихийное поведение чаще является реакцией людей на политический кризис, нестабильность. В стихийном поведений можно выделить поведение экстремального типа, ему характерен определенный набор ценностей, целей, установок, духовная ущербность и актинтелектуализм.
3. Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
Политическое участие определяется как групповые или индивидуальные действия с целью влияния на власть любого уровня. Можно выделить различные подвиды политического участия:
- автономное (добровольное) и мобилизованное;
- индивидуальное и коллективисткое;
- легально-конвециональное и нелегальное;
- традиционное и инновационное;
- постоянное и эпизодическое.
Базовые мотивы политического участия можно объединить в 3 группы:
- инструментально-рациональные;
- образовательно-развивающие;
- коммунитаристские.
Вступая в упорядоченные формализованные отношения с другими людьми человек участвует в политической жизни, исходя:
- из неосознанного, несвободного волевого импульса;
- сознательного, но не свободного следования жестким нормам и регламентам;
- сознательного и свободного выбора.
Исходя из этого участие можно рассматривать по следующим показателям:
- легитимное (выборы) – нелегитимное;
- институализированное (голосование) – неиституализированное;
- общенациональное – местное.
Политическое участие можно разделить на: делегирование полномочий (электоральное участие), активистскую деятельность, участие в митингах, демонстрациях, деятельности партий, групп.
Его можно разделить на 3 группы:
1. Ортодоксальное (голосование, лобби, петиции, лозунги, законные демонстрации).
2. Неортодоксальное (политическое неповиновение, бойкоты, забастовки, протестные действия).
3. Политические преступления (незаконные демонстрации, захват заложников, помещений, насилие, убийства, революции, войны).
По иной классификации (У. Милбрайт) политическое участие делится на конвенциональное (легальное) и неконвенциальное (незаконное, отвергаемое обществом).
По активности политического участия можно разделить на активное и пассивное; автономное и мобилизационное.
Теории политического участия:
1. Теория рационального выбора.
2. Мотивационные теории политического участия. Мотивы: идеологический, нормативный, ролевой.
3. Теории социальных факторов политического участия:
а) Либеральная;
б) Популистская.
К ним относятся:
1. Участие в осуществлении власти или противодействии ей.
2. Деятельность в формальных или неформальных организациях, партиях, движениях.
3. Электоральное участие.
4. Участие в публичных манифестациях.
Политическое неучастие может появляться в:
1. Неучастии в любой политической деятельности.
2. Политической выключенности из-за заорганизованности.
3. Политической апатии.
4. Политическом бойкоте.
В политическом участии и поведении значительную роль играют протестные формы поведения.
Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, отдельным ее элементам, в открыто демонстрируемой форме.
Причиной протестной формы является депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием к которому стремится субъект.
Виды протестных форм: митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, насильственные действия и т.д., и особенно терроризм – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения.
Виды политического терроризма:
1. По идеологическим ориентациям: правый (неофашистский) и левый.
2. По целям: культуротворческий, рациональный, идеологический.
3. По исторической направленности: анархо-идеологический, национал-сепаратистский.
4. Религиозный терроризм.
Методы терроризма: убийство политиков, похищения, взрывы, захват зданий, провокации и т.д.
Кризисы политического участия периодически возникают и в современных демократических системах. Причины их повторения кроются в динамике современного общества. В результате чего появляются новые социальные группы, бросающие вызов старым ценностям и группам.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое политическое поведение?
2. Каковы основные аспекты поведенческого аспекта в политике?
3. Что есть политическое участие?
4. Каковы причины политического неучастия?