Установление Таинства
Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать Таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2; 3, 4).
Ученик апостолов, святой Климент Римский, в своем послании к Коринфской Церкви писал: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли первых верующих по духовном испытании во епископы и дьяконы».
|
|
Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых Таинств.
Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия Таинства.
1. Возложение рук апостола (в послеапостольский период – епископа) на главу ставленника.
2. Соборная молитва.
Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение – акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».
Исторический путь священства
Ветхозаветное священство. Во Второзаконии прообраз новозаветного священства представлен в служении левитов, священников и первосвященников, которых Господь отделил от среды Своего народа, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его (Втор. 10; 8).
Вообще, весь Ветхий Израиль был избранным народом Божьим, о чем свидетельствует Пятикнижие: ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле (Втор. 14; 2). Этому народу, взятому Богом в удел, были даны великие обетования: итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников (п/ж – ред.) и народом святым (Исх. 19; 5, 6). К сожалению, верность ветхозаветного Израиля своему Создателю постоянно нарушалась, и закончилось это страшным преступлением: распятием Единородного Сына Божьего. Но обетования, данные Господом, непреложны, и они перешли к Новому Израилю – к тем, кто приняли Христа и стали Его последователями.
|
|
Новозаветное священство. В Ветхом Завете служение в храме было уделом левитского священства; остальной народ «во святая» и, тем более, «во святая святых» входить не мог. Но когда Господь Иисус Христос предал Свой Дух на Кресте, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Мф. 27; 51) и это, согласно толкованиям, значит, что покрывало было снято со святыни и Новый Израиль был введен во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою (Евр. 10; 19, 20). Через это событие весь новозаветный народ стал царственным священством, он весь теперь составлен из царей и священников, и в его собрании – Господь. Поэтому в своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам со следующими словами: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом <…> вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2; 5, 9).
Но при этом и в Небесной (Ангельской), и в земной (человеческой) Церкви существовала и будет существовать своя, установленная Господом, иерархия, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14; 33).
В первоначальной Церкви с момента ее основания стали появляться разные должности, но если одни из них были чрезвычайные, то другие – «обыкновенные». К чрезвычайным должностям можно отнести служения пророков, апостолов, евангелистов и лиц, обладающих необыкновенными дарами Святого Духа. К обыкновенным – служение предстоятелей, блюстителей, пастырей, учителей, пресвитеров и дьяконов, то есть священнослужителей Церкви.
Формы призвания этих лиц к служению (должности) описывают евангелисты Лука и Иоанн, повествуя о явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении.
1. Спаситель, подняв руки, благословил апостолов (См.: Лк. 24; 50).
2. Господь Иисус Христос дунул на учеников и сказал:... примите Духа Святаго (Ин. 20; 22).
И благословение, и дуновение были актом посвящения апостолов на их чрезвычайное служение, но такая исключительная его форма не могла удержаться в Церкви по понятным причинам.
Посвящение, произведенное через Рукоположение, впервые было применено при избрании Павла (Савла) и Варнавы в Антиохии: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13; 2, 3). Через Рукоположение и соборную молитву были возведены в дьяконское служение семь благочестивых мужей (См.: Деян. 6; 6) и рукоположены пресвитеры в Листре, Иконии и Антиохии (См.: Деян. 14; 21-23). В послании апостола Павла к Тимофею говорится: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства (1 Тим. 4; 14).
С апостольских времен рукополагаемые в священнические степени должны были после подготовки и предварительного обучения истинам веры, пройти «искус», то есть испытание на готовность принять это высокое служение. Основание для этого находим в Священном Писании, в тех его местах, где говорится о посте и молитве Господа Иисуса Христа перед Его выходом на Божественное служение. Подражая Господу, апостолы выходили на проповедь также предварительно подготовившись.
|
|
Само Рукоположение не должно совершаться без предварительной подготовки кандидата. Рук ни на кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5; 22), – говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. А в послании к Титу он же говорит о качествах будущего епископа: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1; 7-9).
По способу избрания в священные степени можно выделить несколько периодов в Истории Церкви.
1. В первоначальной Церкви кандидаты избирались апостолами и их учениками.
2. Позднее вошло в практику совместное избрание священнослужителей церковным народом (в состав которого входил и император) и клиром местных церквей. Присутствующие при этом епископы (не менее трех) своим согласием подтверждали правильность выбора.
3. Но эта практика существовала не долго: в законах императора Юстиниана право избрания епископов предоставляется клиру и вельможам. Затем право единоличного выбора епископа было дано именитым лицам, считавшим себя патронами известной Церкви. Клир должен был соглашаться с их волею, если выбор известного лица прямо не противоречил церковным Канонам. Были случаи, когда императоры единолично, вопреки всеобщему желанию, назначали епископов. Такая практика удерживалась до VII Вселенского Собора, который определил: «Епископов, избранных мирскими начальниками, не признавать... имеющий быть произведенным в епископа должен быть избран епископами».
4. Наряду с этим в IV веке Евсевий Керчельский и блаженный Августин создали учебные заведения, похожие на современные семинарии, где готовились кандидаты к будущему священническому служению. Эта практика привела позднее к возникновению специальных богословских школ, которые и приняли на себя воспитание кандидатов, утверждаемых и поставляемых по окончании курса епископами.
|
|