Усвоение новых знаний. Организация начала урока

Ход урока.

Организация начала урока.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочей атмосферы.

Проверка усвоения материала прошлого занятия.

Для проверки уровня усвоения знаний с прошлых занятий, ученикам предлагается составить ментальную карту знаний по пройденному материалу раздела «Моделирование и формализация». Выполнение задания предполагает групповую форму работы, учащиеся объединяются в небольшие группы по 2 человека. Для создания ментальной карты используются сетевой сервис Gliffy, инструментом рисования выступят мобильные устройства.Пример выполнения задания представлен на рисунке №10.

Рисунок 10. Пример выполнения задания в сервисе Gliffy.

 

Данный сервис не требует регистрации, имеет интуитивно понятный интерфейс, полностью русифицирован. Результаты своей работы обучающиеся сохранят и опубликуют на облачном диске Google для проверки учителем.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Объявление темы занятия. Объяснение того, что в ходе занятия учащиеся будут осваивать знаний о табличных информационных моделях, узнают типы табличных моделей, а также научатся создавать табличные информационные модели.

 

Усвоение новых знаний.

Объяснение материала занятия сопровождается электронной презентацией. Дополнительно организуется трансляция презентации средствами сервиса Presefy, что позволяет просматривать ее с любых устройств учащимся, отсутствующим на занятии, или тем, кого не устраивает просмотр с основного экрана.

Теоретический материал урока

Распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.

Таблица - это универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов [1].

Немного повторим то, что вам уже известно и рассмотрим структуру таблицы (рисунок №11).

Рисунок №11. Структура таблицы.

Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.

Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).

Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:

Объект - это то, о чем идет речь.

Свойства объекта - характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).

Класс объектов - группа объектов с одинаковыми свойствами.

Рассмотрим пример таблицы «Домашняя библиотека» (таблица 2).

Таблица 2.

Домашняя библиотека

Автор Название произведения Год издания Жанр
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»   Поэтическая сказка
А. Беляев «Человек-амфибия»   Фантастика
Л. Толстой «Война и мир»   Трагедия

 

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведения о книгах, которые включены в таблицу, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составления таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги и жанре.

Укажем понятия, приведенные выше, для этой таблицы. В таблице идет речь о классе объектов - о книгах, входящих в домашнюю библиотеку. Свойствами будут выступать столбцы «автор», «название», «год издания», «жанр».

Все многообразие таблиц разделяют на типы. Рассмотрим некоторые типы таблиц.

Первыми рассмотрим таблицы типа «объект-свойство».

Таблица «объект-свойство» - это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. В качестве примера служит таблица «Домашняя библиотека», рассмотренная ранее.

В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (например, книга в библиотеке). Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.

Конечно, строки и столбцы в них можно менять местами, повернув на 90градусов. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

Порядок построения таблиц «объект-свойство»:

1. Выделить объекты и свойства.

2. Назвать класс объектов.

3. Вписать названия объектов и их свойства.

4. Вписать значение свойств.

Другим распространенными типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Их называют таблицами типа «объект-объект». Рассмотрим понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (таблица 3).

Таблица 3.

Таблица успеваемости

Ученик Русский Алгебра Химия Физика История
Иванов Иван          
Петров Петр          

 

Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Порядок построения таблицы «объект-объект»:

1. Выделить объекты и свойства.

2. Назвать класс первых и вторых объектов.

3. Вписать название первых и вторых объектов.

4. Вписать значение свойств в ячейки.

Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.

Закрепление знаний.

Для закрепления знаний учащиеся выполняют практическую работу по построению табличных информационных моделей. Задание ученики будут выполнять в небольших группах, каждая из которых получит свои данные для создания таблицы. Таблицы создаются в Googleдокументе, при этом используются мобильные устройства учащихся. Выполнения задания в группах осуществляется благодаря возможности совместного редактирования документа.

Ученикам, которые быстро справятся с построение таблицы, будет предложено создать диаграмму по ее данным. Для этого нужно будет использовать специально приложение для смартфона или планшета (GrafioLite для операционных систем iOS, SmartDiagram для операционных систем Android). В качестве альтернативы приложениям мобильных устройств может послужить сетевой сервис Gliffy, позволяющий создавать диаграммы, с этим сервисом учащиеся уже работали в начале занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: