Ход урока.
Организация начала урока.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочей атмосферы.
Проверка усвоения материала прошлого занятия.
Для проверки уровня усвоения знаний с прошлых занятий, ученикам предлагается составить ментальную карту знаний по пройденному материалу раздела «Моделирование и формализация». Выполнение задания предполагает групповую форму работы, учащиеся объединяются в небольшие группы по 2 человека. Для создания ментальной карты используются сетевой сервис Gliffy, инструментом рисования выступят мобильные устройства.Пример выполнения задания представлен на рисунке №10.
Рисунок 10. Пример выполнения задания в сервисе Gliffy.
Данный сервис не требует регистрации, имеет интуитивно понятный интерфейс, полностью русифицирован. Результаты своей работы обучающиеся сохранят и опубликуют на облачном диске Google для проверки учителем.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Объявление темы занятия. Объяснение того, что в ходе занятия учащиеся будут осваивать знаний о табличных информационных моделях, узнают типы табличных моделей, а также научатся создавать табличные информационные модели.
Усвоение новых знаний.
Объяснение материала занятия сопровождается электронной презентацией. Дополнительно организуется трансляция презентации средствами сервиса Presefy, что позволяет просматривать ее с любых устройств учащимся, отсутствующим на занятии, или тем, кого не устраивает просмотр с основного экрана.
Теоретический материал урока
Распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.
Таблица - это универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов [1].
Немного повторим то, что вам уже известно и рассмотрим структуру таблицы (рисунок №11).
Рисунок №11. Структура таблицы.
Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.
Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).
Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:
Объект - это то, о чем идет речь.
Свойства объекта - характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).
Класс объектов - группа объектов с одинаковыми свойствами.
Рассмотрим пример таблицы «Домашняя библиотека» (таблица 2).
Таблица 2.
Домашняя библиотека
Автор | Название произведения | Год издания | Жанр |
А. Пушкин | «Сказка о царе Салтане» | Поэтическая сказка | |
А. Беляев | «Человек-амфибия» | Фантастика | |
Л. Толстой | «Война и мир» | Трагедия |
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведения о книгах, которые включены в таблицу, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составления таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги и жанре.
Укажем понятия, приведенные выше, для этой таблицы. В таблице идет речь о классе объектов - о книгах, входящих в домашнюю библиотеку. Свойствами будут выступать столбцы «автор», «название», «год издания», «жанр».
Все многообразие таблиц разделяют на типы. Рассмотрим некоторые типы таблиц.
Первыми рассмотрим таблицы типа «объект-свойство».
Таблица «объект-свойство» - это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. В качестве примера служит таблица «Домашняя библиотека», рассмотренная ранее.
В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (например, книга в библиотеке). Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.
Конечно, строки и столбцы в них можно менять местами, повернув на 90градусов. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Порядок построения таблиц «объект-свойство»:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс объектов.
3. Вписать названия объектов и их свойства.
4. Вписать значение свойств.
Другим распространенными типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Их называют таблицами типа «объект-объект». Рассмотрим понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (таблица 3).
Таблица 3.
Таблица успеваемости
Ученик | Русский | Алгебра | Химия | Физика | История |
Иванов Иван | |||||
Петров Петр |
Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
Порядок построения таблицы «объект-объект»:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс первых и вторых объектов.
3. Вписать название первых и вторых объектов.
4. Вписать значение свойств в ячейки.
Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.
Закрепление знаний.
Для закрепления знаний учащиеся выполняют практическую работу по построению табличных информационных моделей. Задание ученики будут выполнять в небольших группах, каждая из которых получит свои данные для создания таблицы. Таблицы создаются в Googleдокументе, при этом используются мобильные устройства учащихся. Выполнения задания в группах осуществляется благодаря возможности совместного редактирования документа.
Ученикам, которые быстро справятся с построение таблицы, будет предложено создать диаграмму по ее данным. Для этого нужно будет использовать специально приложение для смартфона или планшета (GrafioLite для операционных систем iOS, SmartDiagram для операционных систем Android). В качестве альтернативы приложениям мобильных устройств может послужить сетевой сервис Gliffy, позволяющий создавать диаграммы, с этим сервисом учащиеся уже работали в начале занятия.