Общий вывод Вебера о хозяйственной этике мировых

Религий

В результате своего рассмотрения хозяйственной этики различных мировых религий Вебер приходит к общему выводу, который он столь ясно формулирует на заключительных страницах своей работы "Социология религии", что его стоит полностью процитировать. Вебер пишет: "“Капитализм” существовал на почве всех этих рели­гий, такой же, как тот, который существовал в древности и средних веках на Западе. Но в них не было развития в сторо­ну современного капитализма, даже ростков его, и прежде всего отсутствовал “капиталистический дух” в том смысле, какой был свойствен аскетическому протестантизму. Припи­сывать индийскому, китайскому или мусульманскому купцу, мелкому торговцу, ремесленнику, кули меньшую “жажду наживы”, чем протестанту аналогичной профессии, значило бы вопиюще противоречить очевидным фактам. Верно скорее обратное: для пуританизма типично рациональное этическое сдерживание “стремления к наживе”. Нет и следа того, что при­чиной различия является меньшая природная “способность” других народов к техническому или экономическому “рационализму”. В настоящее время они импортируют этот “товар” в качестве важного продукта Запада, и препятствия к капиталистическому развитию находятся не в сфере хотения или умения, а создаются традициями, совершенно так же, как у нас в средние века. В той мере, в какой здесь роль играют не чисто политические факторы (внутренние структурные формы господства), причину следует искать прежде всего в типе религии. Лишь аскетический протестантизм действитель­но покончил с магией, с внемирскими поисками пути к спасе­нию и с интеллектуалистическим созерцательным “озарением” как его высшей формой, лишь он создал религиозные мотивы именно в сфере мирской “профессии” - причем в полной противоположности строго традиционалистской концепции профессии в индуизме. Протестантизм ищет религиозное спа­сение в методически рационализированном осуществлении своего призвания. Для различных народных религий Азии мир остался большим зачарованным садом, а почитание или из­гнание “духов” и поиски спасения с помощью ритуала, идоло­поклонства или сакраментальных действий - единственным способом ориентироваться и обезопасить себя на земле и в потустороннем мире. И магическая религиозность не­интеллектуальных слоев в странах Азии так же не вела к ра­циональной методике жизни, как не вело к ней приспособле­ние к миру в конфуцианстве, отрешение от мира в буддизме, господство над миром в исламе или надежды на приход Мес­сии и экономические права пария в иудаизме"[2].

Итак, анализируя мировые религии, Вебер пришел к выводу, что ни одна религия, кроме протестантизма, не ставит в зависимость от прилежности в экономической деятельности спасение души в потустороннем мире. Более того, в занятиях торговлей, в получении доходов обычно видят что-то плохое, связанное с грехом, с суетностью. Протестантизм здесь является исключением. В честной торговле, в монотонной предпринимательской деятельности протестантизм видел достойное призвание человека, стремящегося к благостной религиозной жизни.

Вместе с протестантизмом появилась новая, ранее не известная в мире форма капитализма - рациональный экономический капитализм, который ориентирован на постоянное развитие производительных сил, на накопление ради накопления, при ограничении даже собственного потребления.

 


[1] Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 271.

[2] Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 277.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: