Глава 4. Итоги Отечественной войны 1812 года

Главным итогом Отечественной войны 1812 года стало практически полное уничтожение Великой Армии Наполеона.

Главный урок, который получила Россия, это урок патриотизма, потому что та война была для нашей страны абсолютно справедливой, наш народ защищал Родину, поэтому произошел общенациональный подъем, единение армии с народом.

Среди причин поражения Наполеона в его русском походе наиболее часто называют массовый героизм русских солдат и офицеров, протяженность территории России и суровые климатические условия, полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов.

Отказ русской армии от генерального сражения на границе и отступление вглубь обширных территорий Российской империи привели к изменению в планах, что заставило Наполеона наступать далее, за эффективные границы его системы снабжения. Упорное сопротивление русских войск и умение русских главнокомандующих М. Б. Барклая-де-Толли и М. И. Кутузова сохранить армию не позволили Наполеону выиграть войну победой в одном большом сражении. Для нашей армии это был поучительный урок. Потому как в сложившихся условиях, армейское командование выбирало наиболее подходящую тактику и стратегию.

Французской армия получила урок военной катастрофы, ведь их армия называлась "Великой", и небезосновательно. Наполеон разбил армии всех соседних держав, покорил всю Европу. Основательно подготовился к войне с Россией, включив в свою армию войска покоренных стран. Однако враги потерпели обидное поражение. Лично для Наполеона это поражение стало началом его конца. Уже на острове Елена он будет обдумывать урок крушения своих надежд и бредовой идеи о мировом господстве.

Разгром Наполеона позволил международной коалиции, в которой главную роль играла Россия, сокрушить Французскую империю. Россия получила новый политический урок, смело заявив о себе на мировом дипломатическом поприще. Победа над Бонапартом как никогда высоко подняла международный престиж России, которая играла определяющую роль на Венском конгрессе и в последующие десятилетия оказывала решающее влияние на дела Европы.

Вместе с тем внешнеполитическое усиление России не подкреплялось развитием её внутреннего уклада. Хотя победа воодушевила и сплотила всё русское общество, но военные успехи не привели к изменению социально-экономического устройства русской жизни. Многие крестьяне, бывшие солдатами и ополченцами в русской армии, победно прошли через всю Европу и видели, что крепостничество повсеместно отменено. Крестьянство ожидало существенных перемен. В последующее время некоторые историки заявляли, что Наполеон вполне мог бы победить Александра, если бы заговорил о вольной крестьянам. Хотя возможно, крестьяне бы не поверили Бонапарту. Но все же они ждали, что император Александр издаст декрет об отмене крепостного права. Но его не последовало. Русское крепостничество продолжало существовать и после 1812 года, ещё не было налицо всех социально-экономических условий, которые немедленно привели бы к его отмене. Для простого народа это был урок разочарования, и не только для простого народа. Прогрессивные дворяне, участники Отечественной войны, также были разочарованы императором Александром. Морально их тяготило это позорное клеймо рабства на их соотечественниках. Они желали лучшей доли своему народу, народу-победителю.

Русские дворяне и крестьяне вместе, бок о бок, прошли все дороги войны. Претерпели все ее тяготы. И победили вместе. В свете празднования нынешнего юбилея победы, не нужно забывать еще одну важную тему. Я имею ввидуто обстоятельство, что уже в тот период существовала не одна, а две России — Россия "белой и черной кости", Россия дворянская и мужицкая. Страна двух разных культур. И между этими сторонами пробивались искры. Но перед угрозой покорения страны иностранными захватчиками, все слои общества сплотились в единый лагерь. Яркий пример того единения это Денис Давыдов. Ведь, чтобы включиться в Отечественную войну, ему нужно было сменить дворянский военный сюртук на мужицкий бушлат. После чего он возглавил партизанский отряд из гусар, который успешно боролся с противником наряду с партизанскими отрядами из крестьян. То был урок поистине народного единства.

Сплотившись, Россия одолела врага. Победа в Отечественной войне вызвала не только подъём национального духа, но и стремление к свободомыслию, которое привело, в конечном итоге к восстанию декабристов в 1825 году. А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». Декабристы своим поступком преподнесли России урок гражданского мужества.

Но не только Сенатская площадь является следствием 1812 года, - давно была высказана мысль: «без двенадцатого года не было бы Пушкина». Вся русская культура, национальное самосознание и познание получили могучий толчок в год наполеоновского нашествия. В XIX веке российское общество получило урок самопознания.

Далее нужно обязательно рассмотреть еще одну важную тему. А именно вспомнить, как отозвались мусульмане России на Манифест императора Александра I в 1812 году. После вторжения наполеоновской армии в пределы нашей страны в мечетях России огласили Манифест с призывом об обороне Отечества. Народы Поволжья и Урала живо откликнулись на этот призыв. Наиболее массовым было участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов конями, обмундированием и оружием. Население края собирало деньги на нужды войны. Уже к 15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки. Добровольные взносы продолжались и в сентябре. Башкиры собрали и подарили армии 4139 лучших строевых лошадей. Народ был охвачен небывалым патриотическим подъемом. Это был урок преданности наших народов общей Родине.

Французы прозвали башкирских воинов «северными амурами». В памяти башкирского народа война 1812 года сохранилась в народных песнях «Баик», «Кутузов», «Любизар». Последняя песня основана на подлинном факте, когда главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов благодарил башкирских воинов за проявленную в бою храбрость словами: «..любезники вы мои, молодцы!!»[6,с.32].

Еще одним уроком для всех, на мой взгляд, является поведение французских солдат в России. Надо вспомнить, что они вообще здесь учинили. Вели себя совершенно чудовищным образом. То есть они не останавливались ни перед кощунством, ни перед святотатством. Солдаты и офицеры наполеоновской армии в Успенском Соборе Кремля, главном храме страны, сдирали с икон серебряные и золотые ризы, переплавляли церковную утварь в слитки. Наши солдаты и офицеры в заграничном походе вели себя достойно, не позволяли себе такого морального падения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:

· Отечественная война 1812 г. - одно из самых выдающихся событий в истории нашей Родины. Героическая борьба русского народа против Наполеона привела его армию к поражению, с которого начался закат наполеоновского могущества в Европе.

· Война 1812 года вызвала небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Защищали свое Отечество все: от мала до велика. Победой в этой войне русский народ подтвердил своё мужество и свой героизм, показал пример самопожертвования во благо Родины.

· Причинами начала войны 1812 года явились:

- нарушение и Россией и Францией условий Тильзитского договора. Россия саботировала невыгодную для себя континентальную блокаду Англии. Франция, в нарушение договора, разместила войска в Пруссии, аннексировав герцогство Ольденбургское;

- политика в отношении европейских государств, проводимая Наполеоном без учёта интересов России.

- косвенной причиной можно также считать то, что Бонапарт дважды делал попытки жениться на сёстрах Александра Первого, но оба раза ему было отказано.

· Отечественная война получила свое название благодаря тому, что против французов сражалась не только регулярная армия, но и почти все население страны в ополчении и партизанских отрядах.

· Итогами войны 1812 года явились: рост национального самосознания в русском обществе; начало заката карьеры Наполеона; рост авторитета России в Европе; зарождение в России антикрепостнических, либеральных воззрений.

Таким образом, война 1812 года сыграла огромную роль в истории Отечества, что является подтверждением гипотезы, выдвинутой ранее.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Анисимов, Е.В., Каменский, А.Б. Россия в XVII – первой половины XIX века. История. Историк. Документ.- М.: Изд-во «МИРОС», 1994. -371с.

2. Арман-де-Коленкур. Мемуары. Поход Наполеона в Россию. – Смоленск: Издательство «Смядынь», 1991. – 368 с.

3. Бурдей, Г.Д. История России XIX века.- Саратов: «Лицей», 1999. – 240 с.

4. Глинка, Ф.Н. Письма русского офицера. – М.: Правда, 1990. – 448 с.

5. Кравченко, В.В., Тимофеев, В.В., Сондерс Д. Россия в века реакции и реформ. 1801-1881//Вопросы истории. - 1993. - №10. - С. 188-189.

6. Мезин, С.А. История России с древнейших времен до конца 18 века: современные подходы.- СГУ., 1993. – 81 с.

7. Павленко, Н.И. История СССР с древнейших времен до 1861 года.- М.: «Просвещение», 1989. – 544 с.

8. Российская дипломатия в портретах. – М.: Международные отношения, 1992. – 384 с.

9. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев/Сост. Ю.А. Лимонов. – Л.: Лениздат, 1991. -719 с.

10. Тарле, Е.В. 1812 год. – М.: Пресса, 1994. – 544 с.

11. Тотфалушин, В.П. Барклай-де-Толли в Отечественной войне 1812 года. – Саратов: издательство Саратовского ун-та, 1991. – 135 с.

12. Троицкий, Н.А. Записки Ермолова. 1798-1826 гг.//Вопросы истории. -1993. - №5.- С. 188-190.

13. Троицкий, Н.А. Лекции по русской истории XIX века. – Саратов: Издательство «Слово», 1994. -272с.

14. Троицкий, Н.А. Отечественная война 1812 года. История темы. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1991. – 321.

15. Хрестоматия по истории России: учеб. Пособие/авт.-сост.А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 292 с.

16. Шереметьев О. Катать шинели, господа!//Родина. -2006.-№6.- С. 53-59.

17. Экшут С. «В мундирах выпушки, погончики, петлички!»//Родина.- 2004. -№4 - С. 56-58.

18. Энциклопедия для детей. История России. Т.5.Ч.2. - М.: «Аванта+», 1997. – с. 703.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: