Вопросы для 1-й контрольной работы по истории философии
Тема 1 Предмет философии
1. Философия и миф (сходство и различие). Современные мифы. | Философия и наука. Философские основания науки. |
2. Религия и философия (сходство и различие). | Специфика философии: Как отличить философский стиль мышления от нефилософского. |
3. Философия и искусство. Сходство и различие. | Что такое философия? Дайте определения. |
4. Мировоззрение и его классификация. Может ли мировоззрение быть нефилософским? | Кризис культуры и философия |
5. Структура мировоззрения. Может ли мировоззрение быть нефилософским? | Предмет и разделы философии |
6. Фундаментальные философские вопросы. Возможны ли однозначные ответы на них? | Специфические черты философского стиля мышления. |
7. Основные вопросы философии | Различие философии с мифом, религией, искусством |
8. Различие философии и науки. Натурфилософия и позитивизм. | Различие научного и вненаучного знания. В чем смысл и значение вненаучного познания? |
9. Различие классической и неклассической науки. | Зачем современному специалисту философия? |
Тема 2 Античная философия
1.Проблемы досократовской античной философии. | Софисты и Сократ (гносеология и этика). |
2.В чем отличие греческой философии от китайской и индийской? | Философия Платона (теория идей, учение о душе, теория государства). |
3.Достоинства и недостатки досократической философии | Философия Аристотеля (метафизика и гносеология). |
4.Этические основы эпикурейцев, киников и стоиков | Учение Платона и Аристотеля о душе, человеке, морали и государстве |
5. Аристотель о причинах и сущности, науке и философии | Принципы диалектики. Соотношение диалектики и метафизики. Применима ли метафизика как метод познания? |
6. Софисты и Сократ. Аргументы софистов и против них. | Онтология и гносеология Платона и Аристотеля |
7. Философский и логический смысл апорий Зенона. Почему бытие неделимо и неподвижно? Существует ли небытие? | Досократики, Демокрит, Платон и Аристотель о богах |
8. Пифагор и значение геометрической картины мира. Эфир как философская и научная мифология. | Анаксагор и атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур. В чем философский смысл идей «неделимости атома», «пустоты», «спонтанности»? |
Тема 3 Средневековая философия
1. Дайте анализ онтологического доказательства существования бога: Бог есть слово (понятие), а понятие есть отражение действительности. Следовательно, Бог - существует. | Как в Средние века решалась проблема взаимоотношения знания и веры? Возможно ли знание без веры? |
2. Согласны ли Вы с тем, что из необходимости веры в жизни человека следует необходимость для человека и веры в Бога? | В чем смысл спора реалистов и номиналистов в Средние века? |
3. Какое философское и теологическое значение и смысл имела борьба номинализма и реализма в Средние века? | Проблема источников добра и зла в Средние века. Теодицея. |
4. Каковы корни религиозных учений? Почему, несмотря на множество архаических положений в своем учении, рост науки и образования, просвещение, религия не прекращает своего существования? | Дайте анализ телеологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны. |
5. Дайте анализ космологического доказательства бытия Бога. Покажите его слабые стороны. | Согласны ли Вы с тем, что добродетельная мораль без Бога невозможна? Кто из философов разделял эту точку зрения? |
Тема 4 История философии
1. “Логика Гегеля - это теология, превращенная в логику в приемлемом для ума и современном виде” /Л.Фейербах/. Как Вы понимаете это высказывание? Можно ли согласиться с Фейербахом? | Объясните фразу Гегеля: “...отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок”. Почему Гегель пришел к такому выводу? Согласны ли Вы с ним? |
2. В чем состоит противоречия между философией Гегеля и открытым им методом? В чем причина этого противоречия? | “Любовь есть сам бог, и вне любви нет бога. Любовь делает человека богом и бога - человеком. Любовь укрепляет слабое и ослабляет сильное, унижает высокое и возвышает низкое, идеализирует материю и материализует дух. Любовь есть подлинное единство бога и человека, духа и природы” (Людвиг Фейербах). Какие выводы на основании этого высказывания можно сделать относительно материализма и атеизма Фейербаха? |
3. “... мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере” (И.Кант). Объясните эту фразу? Возможно ли знание без веры? | Оцените высказывание Л.Фейербаха: “...сущность мира, какой и как она для меня является, зависит только от моей собственной сущности, от моей собственной способности познания и моих собственных свойств вообще” (Фейербах). Дайте анализ этого высказывания? |
4. Ф.Бэкон и Р.Декарт - основатели философии Нового времени. | Каким образом Фейербах обосновывает идею о том, что не Бог создал человека по своему образу и подобию, а наоборот, человек создал Бога по своему образу и подобию? Какие свои качества человек приписывает Богу? |
5. Философия французcкого Просвещения (Гельвеций, Ж-Ж. Руссо). | Философия иррационализма (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). |
6. Социально-политические взгляды Т.Гоббса и Д.Локка. | В чем философский смысл принципа Оккама («бритва Оккама»), как он звучит и какого его значение в науке? |
7. Философия И.Канта: «Вещь в себе» и явление. Как возможно истинное знание? | Становление позитивизма (О.Конт, Г.Спенсер). |
8. Философия Гегеля. | Приведите аргументы космологического доказательства существования бога. Укажите их слабые стороны. |
9. Философские аспекты психоанализа З. Фрейда. | Чем отличается философия К.Маркса от философии Гегеля и Фейербаха? |
10. Философия экзистенциализма (К.Ясперс, Ж. П.Сартр, А.Камю – по выбору). | Чем концепция человека Н.Макиавелли отличается от христианской концепции? |
11. Дайте анализ фразы: ”Все состоит из атомов, в том числе и боги, душа состоит из более легких атомов”. Кому могло принадлежать подобное высказывание и что из него следует? | “Каковы предметы в себе и обособленно от... восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ каждому человеку” (Иммануил Кант). Какой момент познания абсолютизируется автором? Что Вы можете возразить? |
12. Основные черты постмодернизма в современной философии. | Сравните философию Канта и Маркса. В чем расходятся эти философы в онтологии, гносеологии и этике? |
13. Философская герменевтика и постмодернизм. | По мнению Канта, рассудок не в состоянии познать “вещь в себе” и неизбежно впадает в антиномии и здесь ему на помощь приходит apriori. Как это происходит по Канту? |
14. Проблема человека и Бога у Ницше. | “Я разумею под этим /под критикой чистого разума/ не критику книг и систем, а критику способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится независимо от всякого опыта, стало быть, решение вопроса о возможности или невозможности метафизики вообще и определение источников, а также объема и границ метафизики на основании принципов” (И.Кант). Объясните эту фразу? От чего пытается очистить разум И.Кант? |