Критерии: | Уровни сформированности субъектности юношества | |||
Нулевой | Низкий | Средний | Высокий | |
Операционально-деятельностный | проявляет избирательную стратегию поведения в общности | субъект отдельных действий, проявляет стратегию эмоциональной включенности | активный субъект общей деятельности, проявляет стратегию деятельностной включенности | субъект авторской деятельности, проявляет инициативу, авторскую стратегию в деятельности |
Рефлексивный | отсутствие рефлексивных суждений | суждения формальные, стереотипизированные | содержательные развернутые суждения, анализ происходящего для себя | суждения отражают осознанную позицию юноши в общности, его жизненные смыслы |
Ценностно-смысловой | не проявляет позицию | позиция не выражена, тенденция к соглашательству, проявляются эмоциональные переживания субъекта | открыто проявляет свою позицию, позиция центрирована на Я субъекта, его отношении к происходящему | открыто проявляет свою позицию, есть тенденции обобщать и систематизировать позиции других, анализировать общий контекст взаимодействия, выводить его на смысловой уровень |
Опытно-экспериментальная работа в детско-взрослой общности закрытой структурированной – в качестве объекта нами был взят класс – включала два направления:
1) изучение опыта работы успешных классных руководителей (2008 г.) – проведение анкетирования (участвовало 18 человек), фокус группы (участвовало 4 человека), где были получены данные, подтверждающие гипотезу исследования о том, что детско-взрослая общность в классе является значимым условием, фактором воспитания и развития субъектности. Ответы педагогов фиксируют: при проявлении в классе детско-взрослой общности важна открытая позиция педагога, его включенность в общее взаимодействие; нужна организация рефлексии в классе. Классные руководители отмечают, что можно отследить у старшеклассников смену стратегий субъектности, проявление которых зависит от проявляемых в классе характеристик общности.
2) в составе группы исследователей было проведено экспериментальное исследование[2] с классными руководителями старших классов (2006 – 2008 гг.); моделировалось отдельное дело в классе, которое должно было стимулировать формирование субъектных качеств воспитанников через проявление детско-взрослой общности в классе, внесение во взаимодействие участников рефлексивного аспекта. Участвовало 17 классов (городских и сельских школ), 357 старшеклассников.
Результаты по выделенным ранее критериям сформированности субъектности, представленные в табл. 4, свидетельствуют о возможности повышения уровня субъектности школьников в рамках воспитательного дела при условии актуализации рефлексивных процессов, выведения юношества на осознание собственных действий, собственной позиции во взаимодействии.
Таблица 4