Будет проведено одно практическое занятие, к которому надо подготовиться так же, как рассказано выше. На этом же занятии будет проверяться знание генеалогической классификации языков– контрольная работа (15 языков на 10 минут).
Завершается курс экзаменом (см. вопросы и требования в папке для подготовки).
Удачи. До встречи.
Татьяна Васильевна Симашко
ЗИМНЯЯ СЕССИЯ
МОДУЛЬ 6. ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Лекция – диалог. Возникновение и ф ункционирование языка в обществе
План
1. Возникновение и развитие конкретных языков как вопрос исторического языкознания.
2. Язык племени, язык народности, язык нации.
3. Территориальная и социальная дифференциация языка.
4. Понятие о литературном языке, основные его признаки.
5. Взаимосвязь языка и культуры. Язык художественной литературы.
Практические задания
(выполнить письменно)
1. Приведите аргументы к тезису «История общества – общий стимул развития языка».
2. Раскройте соотношение процессов дифференциации и интеграции языков в различные исторические эпохи.
|
|
3. Назовите особенности языков и диалектов на разных этапах развития человечества.
4. Заслушивание 3 сообщений, подготовленных по данным планам (1–2 мин.): Использование в качестве государственного 1) одного национального языка в пределах одного государства, 2) двух и более национальных языков в пределах одного государства, 3) одного национального языка для нескольких стран (привести не менее 2 примеров).
Примечание. Привести конкретно языки и страны, в которых они используются в качестве государственного (государственных), указать причины сложившихся ситуаций, выяснить из литературы степень их востребованности в обществе.
5. Основные признаки литературного языка. Назовите различия между литературными языками донациональной эпохи и литературным языком на национальной основе (не забудьте выяснить причины наличия «чужих» литературных языков во многих государствах донационального периода).
6. Обоснуйте положение о том, литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы, вспомните, какая основная функция языка реализуется в произведениях художественной литературы, приведите примеры.
7. Приведите две единицы (слово, фразеологизм, предложение), являющиеся носителямилингвокультурологического смысла. При подготовке к вопросу вы можете почитать указанную в литературе работу В.А. Масловой или краткую копию из этой работы, данную в папке «Материалыдля подготовки»
Рекомендуемая литература
А) основная
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.
|
|
Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001 (или М., 2010). Электронные ресурсы: режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.
Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Б) дополнительная
Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2004.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.
В) Интернет ресурсы
http://www.philology.ru/linguistics1.htm
http://www.library.ru/2/catalogs/elibs
http://www.gumer.info
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
Г) периодические издания
Вестник Московского государственного областного университета. Электронный журнал. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/
Русская речь (журнал)
МОДУЛЬ 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ МИРА,
АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
ПЗ № 1. Артикуляционная классификация звуков языков мира.
Суперсегментные единицы и просодические явления
План
1. Понятие об отличиях основных и дополнительных признаков в общей классификации звуков языков мира.
2. Различия между гласными и согласными звуками: акустическое, артикуляционное, функциональное.
3. Основные признаки согласных и гласных звуков, их дополнительные признаки.
4. Позиционные и исторические чередования. Типы комбинаторных изменений.
5. Суперсегментные единицы как результат членения речевого потока: фраза, синтагма, их качественное отличие друг от друга.
6. Фонетическое слово, его основные признаки. Характеристика проклитики и энклитики.
7. Слог, проблема его определения. Типы слогов.
8. Просодические явления: ударения и интонации, их особенности в разных языках мира.
Практические задания
(выполнить письменно дома, проверка в аудитории)
1. Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам (строго по схеме, см. в в файле «Схемы и образцы анализа») в следующих словах: чаща, тюк, хор, ошибка, ёж.
2. Разграничьте фонетические изменения (позиционные чередования) и исторические чередования звуков в корневых морфемах: луг – луга – лужок; посадка – посадок – посажу; вождение – проводы – выпроваживать – веду – вести.
3.Определите тип комбинаторных изменений: сёк, коробка, февраль (из старого – феврарь), Ларивон (лит. – Ларион), минералогия (из минералология).
4. Данный ниже текст намеренно записан без знаков препинания. Выделите фразы, синтагмы, фонетические слова (обозначьте знаками, принятыми в транскрипции). Объясните, зависит ли смысл текста от особенностей членения текста.
Хитрый купец обманул бога моря Нептуна пообещав ему если останется жив статую золотую чашу держащую а оставшись жив подарил вместо этого статую золотую чашу держащую.
5. Затранскрибируйте текст, определите проклитики и энклитики.
Куд а бы / нас / ни бр о сила /судьбина
И сч а стие / куда б/ ни повел о,
В се / т е же / мы.
(А.С. Пушкин)
6. В слове оставшись выделите слоги и охарактеризуйте их по схеме (см.: в учебном пособии Т.В. Симашко на стр. 59).
Рекомендуемая литература
А) основная
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2012.
Симашко Т.В. Введение в языкознание: учебно-методическое пособие. Архангельск, 2013.
Б) дополнительная
Маслов Ю.С. Введение в языкознание: учебник. М.: Академия, 2005.
Мыркин В.Я. Введение в языкознание. Архангельск: ПГУ, 2005.
В) Интернет ресурсы
http://www.philology.ru/linguistics1.htm
http://www.library.ru/2/catalogs/elibs
Локальная сеть библиотеки филиала университета САФУ имени М.В. Ломоносова.
МОДУЛЬ 4.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.