Общая характеристика выборки

В качестве испытуемых выступили две группы женщин. Первая группа – женщины в возрасте от 31 до 48 лет, средний возраст 35 лет, количество – 50 человек. Из них – 22 % имеют среднее специальное медицинское образование, 78 % – высшее образование. Среди женщин с высшим образованием 41 % имеют инженерно-экономическое образование, 31 % – медицинское и 28 % – психологическое. Восемьдесят шесть процентов женщин первой группы имеют собственную семью,
68 % – воспитывают детей. Вторая группа – девушки в возрасте 19–27 лет. Средний возраст – 21 год, количество – 50 человек. Из них 14 % имеют высшее гуманитарное образование, 16 % – среднее специальное образование, остальные 70 % – незаконченное высшее техническое образование (студентки 4 курса факультета городского строительства и хозяйства Московского государственного строительного университета). Среди женщин второй группы 34 % создали собственные семьи, 20 % молодых женщин воспитывают детей.

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе представлена концептуальная модель внутренней независимости личности женщины, включающая ее потребностно-мотивационную сферу, личностную и полоролевую идентичность, а также жизненную позицию. До настоящего времени преимущественным оставался такой подход к независимости женщины, сущность которого состояла в понимании независимости как внешнего поведения во взаимоотношениях женщины и общества, направленного на реализацию идеи о равноправии мужчин и женщин.

На основе представленной концептуальной модели получены результаты, описывающие природу и особенности внутренней независимости женщины, а также выявлены различия в проявлении данного качества личности в молодом и зрелом возрасте. Показано, что внутренняя независимость женщины предопределяется особенностями взаимодействия (идентификации) с отцом и матерью, что
в дальнейшем сказывается на полоролевой идентичности женщины и находит отражение в содержании таких образов, как образы мужчины и женщины. Впервые описаны различия, в соответствии с которыми внутренняя независимость женщин молодого возраста обусловлена идентификацией с мужчиной зрелого возраста
с неявно выраженными маскулинными чертами характера, а независимость женщин зрелого возраста проявляется при достоверно более высоком уровне идентификаций с лицами женского пола, что сопряжено с широким набором признаков и черт (в том числе и мужских), включаемых в женскую социальную роль этими женщинами. Впервые внутренняя независимость женщины рассматривается в контексте проблемы сепарации от родителей (особенно от матери) и ее связи с реализацией потребности
в автономии.

Установлена взаимосвязь внутренней независимости женщины с ее субъектностью, активностью жизненной позиции, что находит выражение в умении женщины зрелого возраста управлять событиями собственной жизни, влиять на их ход, а у женщин молодого возраста проявляется в высокой активности жизнедеятельности, в самостоятельности, сочетающимися с импульсивностью
и конфликтностью. Дифференцировано целеполагание у внутренне независимых женщин молодого и зрелого возраста. Показано, что внутренне независимые женщины зрелого возраста обладают большей гибкостью мышления
и реалистичностью целеполагания по сравнению с молодыми внутренне независимыми женщинами, что связано с умением принимать помощь других людей и заменять одну цель на другую в процессе своей деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в проведении категориального анализа понятий «свобода», «независимость», «автономия», «суверенность» и «внутренняя независимость личности». Анализ позволил выделить теоретические конструкты внутренней независимости личности (самопознание, рефлексию, интеллект, творческое мышление, радикализм, самодостаточность, самостоятельность, самообладание, ответственность) и на их основе создать концептуальную модель внутренней независимости личности. Верификация модели на выборке женщин позволила подтвердить ее истинность, а также раскрыть психологические особенности внутренне независимой женщины периода молодости
и зрелости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: