Департамент по делам детей, женщин и семьи
Министерства труда и социального развития Российской Федерации рекомендует данное пособие к использованию в системе реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями.
Методическое пособие посвящено проблемам формирования навыков общения и социальной адаптации детей с особыми потребностями. В нем изложены теоретические и практические аспекты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
Настоящее издание адресовано широкому кругу специалистов, заинтересованных в использовании современных подходов и новых технологий в интеграции детей с особыми потребностями в общество, а также может быть использовано при подготовке будущих специалистов в области коррекцион-ной педагогики
Использование материалов данной книги возможно только при наличии ссылки на источник и авторов.
I8ВN 5-89527-069-7
II
ОТ АВТОРОВ
В основу книги, которую мы предлагаем вашему вниманию, положен шестилетний опыт практической работы Центра ранней помощи «Даунсайд Ап», оказывающего психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.
|
|
Наш опыт показал, что для успешной социализации детей с особыми потребностями психолого-педагогическая работа должна включать в себя ряд последовательных и взаимосвязанных шагов.
Первый шаг — работа в семье, так называемое «домашнее визитирование». Суть его заключается в следующем: два раза в месяц семью посещает педагог - специалист по раннему развитию, который помогает родителям создать условия, необходимые для успешной реабилитации и социальной адаптации ребенка.
Второй шаг заключается в том, что в возрасте полутора лет малыш вместе с мамой начинает участвовать в занятиях адаптационной группы, подробному описанию которых и посвящена эта книга. Мы старались рассказать не только об изменениях, происходящих на этом этапе с малышом, но и о том психотерапевтическом воздействии, которое участие в работе группы оказывает на родителей.
Следующий шаг в социализации ребенка с особыми нужцами — это поступление в детский сад. Около тридцати детей, участвующих в программах нашего Центра (число их постепенно растет), посещают различные дошкольные учреждения, в том числе и обычные районные детские сады, а мы продолжаем оказывать им профессиональную педагогическую помощь. Раз в неделю они приходят в Центр, чтобы принять участие в обучающих групповых и индивидуальных занятиях. Описанию этого этапа работы мы планируем посвятить нашу следующую книгу.
|
|
Настоящее пособие поможет педагогам реабилитационных центров, детских садов, других коррекционно-образовательных учреждений и родителям получить необходимую информацию об особенностях развития детей с синдромом Дауна, а также познакомиться с одним из возможных путей их социальной адаптации.
Авторы благодарят Керстен Холл, физичесКого терапевта
(Канада), и МарКа Маулита, функционального терапевта
(Филиппины), за помощь в организации работы в Центре
и подготовке материалов для раздела «Двигательное развитие
и формирование наВыКов различных видов деятельности
на основе адаптивного подхода»
Авторы хотели бы таКЖе поблагодарить Н.С. Грозную
за подбор и перевод материалов по теме «Особенности
Когнитивного развития у детей с синдромом Дауна».
Авторы выраЖают глубокую признательность родителям,
детям и сотрудникам Центра ранней помощи «Даунсайд Ап»
за участие и поддерЖКу.
Центр ранней помощи благотворительного фонда
«Даунсайд Ап» высоКо оценивает вКлад Гордеевой М.В.,
руководителя департамента по делам детей, Женщин и семьи
Минтруда России, в работу по подготовке Книги
и помощь в ее распространении.
Мы глубоКо признательны Кандидату психологических науК,
• доценту фаКультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова
ь ЛебединсКому В.В., Который Взял на себя труд
5-' быть нашим рецензентом.
Эь Отдельную благодарность авторы ВыраЖают
в- доКтору педагогичесКих науК Е.А. СтребелеВой
'" и Кандидату педагогичесКих науК Г.А. Мишиной
• за Конструктивную помощь 6 работе над руКописью. *1
Педагогический Коллектив «Даунсайд Ап» благодарит аКадемиКа РАО, доКтора психологических науК, профессора,
заведующего Кафедрой социальной психологии МГППУ
В.И. ЛубовсКого и члена-Корреспондента РАО, доКтора
психологических науК, профессора, зав. Кафедрой психологии
личности фаКультета психологии МГУ им М.В.Ломоносова
А.Г. АсмолоВа, Которые не тольКо нашли время прочитать руКопись
Книги, но и написали отзывы, Которые мы приводим ниЖе.
отзыв
на методическое пособие
«Социальная адаптация детей раннего возраста