ориентировки составляет своеобразную базу развития ребенка раннего возраста. Малыш познает мир в движении. Наблюдая за его деятельностью, мы узнаем, как идет процесс его развития. При описании данного направления работы мы сфокусировали свое внимание на особенностях развития детей с синдромом Дауна. При рассмотрении особенностей развития детей с синдромом Дауна мы подробно останавливаемся на нарушении способности планирования действий, которое вызвано снижением глубинной чувствительности (проприорецептивной, кинестетической и вестибулярной). Данная особенность развития лежит в основе механизма нарушения формирования целенаправленной деятельности.
4. Развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигатель
ной координации— следующая ступень двигательного развития. Те
же причины, что затрудняют формирование навыков крупной
моторики, порождают и отклонения в развитии мелких движе
ний. В разделе подробно описана последовательность формирова
ния навыков мелкой моторики в раннем возрасте, даны рекомен
дации по преодолению сложностей в развитии ручной деятельно
сти у детей с синдромом Дауна.
5. Развитие познавательной деятельности (когнитивное разви
тие) — во многих руководствах не выделяется как отдельное на
правление. Этот раздел написан на основе изучения научных ис
следований, касающихся особенностей когнитивного развития де
тей с синдромом Дауна и практического опыта работы специали
стов «Даунсайд Ап». Организовывая свою работу, мы в значи
тельной степени опирались на систему обучения детей с интел
лектуальной недостаточностью, разработанную А.А. Катаевой и
Е.А. Стребелевой.
6. Развитие навыков самообслуживания. Уровень развития на
выков самообслуживания часто оказывается критерием возмож
ности посещения ребенком детского дошкольного учреждения.
Особенности формирования этих навыков вытекают из своеоб
разия двигательного развития, нарушения целенаправленности
действий, а также они зависят от уровня развития речи и мыш
ления.
Каждое из указанных направлений содержит в себе «сенсорную программу», направленную на стимуляцию развития и уточнения чувственного опыта детей. Сенсорная программа включает в себя
• развитие слухового восприятия;
• развитие зрительного восприятия;
• стимуляцию тактильно-двигательной чувствительности;
• развитие вкусового восприятия и обоняния;
• развитие проприоцептивной,(пР°приорецептивной), кине
стетической и вестибулярной чувствительности, позволяющей
осознать положение и перемещение своего тела в пространстве.
(Более подробно сенсорная программа рассмотрена в разделах «крупная моторика» и «познавательная деятельность».)
Чтобы проследить взаимосвязь между всеми направлениями развития, мы использовали классификацию этапов развития ребенка по Ж.Пиаже и новейшие исследования, касающиеся развития речи и взаимозависимости речевого и когнитивного развития.