Понимание особенностей развития детей с синдромом Дауна, в сравнении с обычно развивающимися сверстниками, позволяет нам выбрать наиболее оптимальные пути предупреждения и коррекции отклонений, а также правильно определить содержание работы и организовать их обучение. Приведем ряд данных опубликованных за рубежом (табл. 1).
Краткий анализ данных позволяет нам сделать несколько выводов.
»
• Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы разви
тия, что и обычный ребенок.
• Средние сроки появления навыков запаздывают по сравне
нию с нормативными. ы
' 'Таблица 1
Краткая сравнительная таблица развития детей с синдромом Дауна и нормативных данных *
Дети с ДС, | Диапазон | Средний | Диапазон | |
Навыки | средний | появления | норматив- | появления |
возраст | в мес. | ный воз- | в мес. | |
в мес. | раст в мес. | |||
Улыбается | 1,5 до 4 | ДоЗ | ||
Переворачивается | 4 до 22 | 2 до 10 | ||
Сидит самостоятельно | 6 до 28 | 5 до 9 | ||
Ползает на животе | 7 до 21 | 6 до 11 | ||
Ползает на четвереньках | 9 до 27 | 7 до 13 | ||
Стоит | 1 1 до 42 | 8 до 16 | ||
Ходит | 12 до 65 | 8 до 18 | ||
Говорит слова | 9 до 31 | 6 до 14 | ||
Говорит предложения | 18 до 96 | 14 до 32 |
• «Т1те Ю Ве^т» Ьу Уа1еп1та ОпШпеу, Рп.О. 1993. С. 47.
1
|
|
• У детей с синдромом Дауна возрастной диапазон появления
навыков гораздо шире, чем у обычных детей.
• Имеются качественные особенности приобретаемых навы
ков, которые не всегда являются следствием синдрома Дауна, но
могут возникать на основе дополнительных проблем, например,
нарушения слуха, зрения, тяжелой патологии сердечно-сосудис
той системы и т. д.
• Развитие детей с синдромом Дауна характеризуют неравно
мерность, несоответствие уровней развития различных сфер и сво
еобразное «переслаивание», то есть наличие одновременно двух
уровней развития в пределах одной функции, например, сочета
ние специфических манипуляций с ротовым обследованием.
• Дети с синдромом Дауна раннего возраста по ряду показа
телей могут соответствовать возрастной норме, что полностью под
тверждает теорию Г.Е. Сухаревой о тотальности нервно-психичес
кого недоразвития и его иерархичности.
Понятие тотальности означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервнопсихические и соматические функции. Иерархичность же выражается в том, что в недоразвитии отдельных психических функций часто страдает их высшее звено. (Приводится по книге В.В. Лебединского «Нарушение психического развития детей».)