Обзор литературы показывает, что младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с матерью. Качество этого взаимодействия зависит, с одной стороны от состояния матери, переживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой - от особенностей самого ребенка (Р.Ж. Мухамедрахимов).
Интересны данные, о том, что на ранних этапах задержка развития ребенка с синдромом Дауна в значительной степени объясняется особенностями семейного взаимодействия. Майкл Дж. Гу-ральник в своем докладе "Связь между общим представлением о развитии ребенка и системой ранней помощи детям с синдромом Дауна" (Шестой всемирный конгресс по синдрому Дауна, Мадрид, 1997 год) отмечает, что стресс, вызванный появлением в семье малыша с отклонением в развитии, влияет на модель семейного взаимодействия. Выход изданной ситуации автор видит во всесторонней поддержке семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна, причем значительная роль здесь отводится ее участию в хорошо выстроенной программе ранней помощи.
Уже на самом первом этапе формирования детско-родительс-ких отношений наблюдаются искажения в процессе настраивания, что выражается в сокращении длительности контакта глаз, нарушения очередности вокализаций, менее яркой реакцией ребенка на появление близкого человека. Эти и другие нарушения являются основным объектом воздействия специалистов ранней помощи в программах домашнего визитирования. Опыт работы показывает, что одновременное воздействие на пару «мать — ребенок», дает оптимальные результаты и позволяет сформировать у ребенка с синдромом Дауна отношения привязанности такие же, как у их здоровых сверстников. Хорошая способность к подражанию при условии частых контактов с мамой, умение мамы дозировать свою активность при инициации общения помогает сформировать у таких детей относительно высокое качество взаимодействия.
Стратегия взрослых при общении с ребенком с синдромом Дауна должна строиться с учетом следующих специфических моментов: темп речи должен быть медленным, следует следить за семантической соотнесенностью речи, необходимо, также, предусматривать большее количество повторений вербальных и невербальных стимулов.
Важно помнить, что излишне активное вмешательство взрослых, их неумение жить в темпе малыша, могут отрицательно повлиять как на характер взаимодействия, так и на познавательную деятельность ребенка. При формировании общения в процессе совместной игры нужно учитывать, что объем внимания не позволяет малышу полноценно осуществлять контакт в том случае, если познавательная задача лежит в зоне ближайшего развития. Только в том случае, если игра знакома малышу и используется как мотив и цель коммуникативной деятельности, мы можем добиться полноценного ситуативно-делового общения. Предварительное освоение нового вида деятельности более успешно проходит при использовании двухэтапного знакомства: собственно презентации и самостоятельных проб ребенка.
Раннее начало помощи семье, практически с момента рождения ребенка, учет особенностей формирования детско-родительс-ких отношений, одновременное воздействие на диаду «мать-ребенок», помогает нам уже при реализации программы домашнего визитирования заложить фундамент адекватных детско-родитель-ских отношений.
Следующий шаг формирования социально-эмоционального развития происходит в условиях адаптационной группы. Пребывание ребенка в обществе сверстников и новых для него взрослых, его участие в специально организованных совместных играх и деятельности, помогает нам максимально приблизить социально-эмоциональное развитие малыша с синдромом Дауна к возрастной норме.