Дети начинают посещать занятия в адаптационных группах приблизительно в 18-20 месяцев, когда начинает формироваться активная позиция в общении, то есть у малыша появляются желание и умение инициировать общение. Правильно подобранные задания, создающие ярко окрашенный мотивационный фон, групповая форма занятий, обеспечивающая необходимую языковую среду, поощрение любых попыток общения, доступных малышу, — все это создает необходимые условия для формирования общения и развития речи.
Основные задачи этого этапа развития
1.Формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.
2. Начало формирования общения между детьми, по ходу ко
торого они постепенно переходят от параллельной ифы к эмоци
онально-практическому общению.
3. Расширение объема понимания обращенной речи.
4.Формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.
5. Использование в общении вербальных и невербальных
средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слу
хового внимания, общение с помощью предметных действий,
привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, исполь
зование простейших жестов и звуков. Все виды деятельности,
игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, подо
браны с учетом данной задачи. (Более подробно в разделе «Соци
ализация».)
|
|
6. На данном этапе важно развитие правильных движений
органов речи. Хорошей базой для активизации звукопроизноше-
ния становится формирование правильных навыков кормления.
(Подробнее об этом рассказывается в разделе «Самообслужива
ние».)
7.Следующая задача этого этапа заключается в активизации звукопроизношения. Это длительный процесс, требующий знания
особенностей развития речи как обычных детей раннего возраста, так и детей с синдромом Дауна.
Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Ниже мы подробно остановимся на формировании невербальных и вербальных форм общения.
В качестве невербальных средств общения чаще всего используются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.
На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) параллельно используем таблички со словами (метод глобального чтения).