По формированию общения и речи у детей с синдромом Дауна

Дети начинают посещать занятия в адаптационных группах приблизительно в 18-20 месяцев, когда начинает формироваться активная позиция в общении, то есть у малыша появляются же­лание и умение инициировать общение. Правильно подобранные задания, создающие ярко окрашенный мотивационный фон, груп­повая форма занятий, обеспечивающая необходимую языковую среду, поощрение любых попыток общения, доступных малышу, — все это создает необходимые условия для формирования обще­ния и развития речи.

Основные задачи этого этапа развития

1.Формирование общения «взрослый-ребенок», которое про­должает работу, проводимую в семье.

2. Начало формирования общения между детьми, по ходу ко­
торого они постепенно переходят от параллельной ифы к эмоци­
онально-практическому общению.

3. Расширение объема понимания обращенной речи.

4.Формирование средств общения, доступных детям раннего возраста с синдромом Дауна.

5. Использование в общении вербальных и невербальных
средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слу­
хового внимания, общение с помощью предметных действий,
привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, исполь­
зование простейших жестов и звуков. Все виды деятельности,
игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, подо­
браны с учетом данной задачи. (Более подробно в разделе «Соци­
ализация».)

6. На данном этапе важно развитие правильных движений
органов речи. Хорошей базой для активизации звукопроизноше-
ния становится формирование правильных навыков кормления.
(Подробнее об этом рассказывается в разделе «Самообслужива­
ние».)

7.Следующая задача этого этапа заключается в активизации звукопроизношения. Это длительный процесс, требующий знания


особенностей развития речи как обычных детей раннего возраста, так и детей с синдромом Дауна.

Развитие речи и общения в условиях адаптационной группы реализуется как на специально организованном занятии, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.

Ниже мы подробно остановимся на формировании невербаль­ных и вербальных форм общения.

В качестве невербальных средств общения чаще всего исполь­зуются жесты и таблички со словами. Хорошие результаты дает сочетание двух этих методов.

На ранних этапах работы мы используем жесты в сочетании с устной речью, на более поздних этапах (после трех лет) парал­лельно используем таблички со словами (метод глобального чте­ния).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: