Существует несколько принципов, которых важно придерживаться, чтобы успешно способствовать развитию крупной моторики у детей с синдромом Дауна.
• Формирование крупных движений в основном происхо
дит в соответствии с последовательными фазами разви
тия ребенка в норме.
• Необходимо уделять особое внимание предупреждению и
коррекции типичных для детей с синдромом Дауна нару
шений.
• Следует учитывать сильные стороны развития, характер
ные для детей с синдромом Дауна: сохранность зритель
но-двигательного восприятия (теменные доли мозга) и
высокий уровень имитационных способностей. Само по
себе включение ребенка в коллектив сверстников дает
ему возможность подражать образцам движений, свой
ственных его уровню, что является решающим для его
развития в целом, а особенно для формирования двигательных навыков.
Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движениях под музыку, «танцах». Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых ситуациях необходимо не только постоянно стимулировать двигательную активность ребенка, но и обращать особое внимание на позы, в которых взрослый носит ребенка, позы, в которых малыш сидит, стоит и т.д.
|
|
Выбирая стратегию работы, необходимо учитывать, насколько активно малыш двигается. При всем разнообразии вариантов ряд авторов выделяет два типа детей с синдромом Дауна. Патриция Уиндерс в книге «Навыки крупной моторики у детей с синдромом Дауна» (Ра1пс1а С. ХУтдегс «Сгозз Моюг 5кШ5 т СЫШгеп шп-Ь оо\уп Зупйготе. А Сшйе Гог Рагепй апй РгоГеззта1з), например, говорит, что дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».
Деятели»
• Любят передвигаться с места на место и лишь недолго
'*.- могут оставаться в одной позе.
• Вполне терпимы к новым, еще не освоенным позам, в
том числе и к рискованным.
• Не любят долго сидеть на руках, предпочитают дви
гаться.
• Любят двигаться быстро.
• Любят поворачиваться, ползать, переходить из позы в
позу. Чтобы достать предмет, тянутся за ним, залезают на
возвышение, сползают с возвышения и т.д.
• Ограничивают время пребывания в статичных позах сто
яния и сидения.
Созерцатели
• Предпочитают наблюдать, играть с игрушками, общать
ся, находясь в одной достаточно статичной позе. Чтобы
двигаться, им нужна значительная мотивация.
• Очень осторожны и внимательны, пугаются новых поз и
движений.
• Любят, когда их держат на руках, довольны, оставаясь
-Г- долго в таком положении, не выражают особого желания
|
|
двигаться
• Предпочитают двигаться медленно, так им лучше удается
удерживать равновесие и контролировать положение тела
в пространстве.
• Охотно пребывают в статичных позах стоя или сидя.
• Объем активных движений, как правило, бывает ограни
чен
Учитывая тип ребенка, мы получаем возможность правильно подобрать виды деятельности, верно рассчитать степень его участия в них, составить более полное представление о его мотивации.
Примечание. При составлении программы работы для каждого ребенка необходимо учитывать возможность противопоказаний в зависимости от состояния его здоровья