Стимуляция исследования пространства с использованием имеющихся навыков крупной моторики

Включение сформированных навыков крупной моторики в различные игры и интересные задания помогают стимулиро­вать двигательное развитие малыша. Главная цель здесь - соеди­нение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последова­тельных действий, направленных на достижение определенной цели.

Следует иметь в виду, что основная сложность при работе в данном направлении - нарушение планирования, приводящее к на­рушению целенаправленной деятельности.

Чтобы выполнить ряд последовательных действий, ребенок должен прояснить для себя, что именно и каким образом ему надо сделать, а также понять, в какой последовательности долж­ны совершаться его действия. Когда речь идет о цепочке дей­ствий, представляющей какой-либо навык, мы подразумеваем


осознанное планирование. Однако начало формирования способ­ности планировать действия приходится на ранний возраст, в котором чаще всего речь идет о неосознанном планировании, ба­зирующемся на чувственном опыте малыша.

Если понаблюдать за поведением малыша с синдромом Дау­на, можно заметить, что планирование затруднено не только при необходимости совершить сложную цепочку последовательных действий, но и в тех случаях, когда ребенок выполняет одно действие, требующее нескольких последовательных движений. Например, чтобы залезть на возвышение, нужно поставить на него согнутую в колене ногу, затем перенести на нее вес и только потом появится возможность согнуть и поставить на возвышение вторую ногу. Такая, на первый взгляд, простая задача, доступная ребенку по уровню физического развития, может оказаться не­выполнимой из-за нарушения планирования последовательности движений. Анализ поведения ребенка в данной ситуации показы­вает, что он забывает включить в цепочку перенос веса тела с ноги на ногу. В чувственном опыте ребенка не оказалось необхо­димых ощущений, поскольку снижена проприоцептивная и ки­нестетическая чувствительность.

Приведем другой пример: ребенок сидит на диване. Чтобы слезть с него, он должен, перевернувшись на живот, сползти на пол. В данном случае, как и в предыдущем, трудность для ребенка заключается в определении последовательности действий. Кроме того, когда малыш поворачивается на живот, из поля зрения ис­чезает то, что его заинтересовало. Ребенок стремится достичь цели и, минуя промежуточные движения, пытается сползти на пол лицом вперед На планирование действий ребенка, очевидно, по­влияло недостаточное развитие чувства константности объекта, которое, по мнению Пиаже, играет решающую роль в умствен­ном развитии. Важность работы в данном направлении трудно пе­реоценить именно из-за ее взаимосвязи с познавательной дея­тельностью ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: