Включение сформированных навыков крупной моторики в различные игры и интересные задания помогают стимулировать двигательное развитие малыша. Главная цель здесь - соединение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение определенной цели.
Следует иметь в виду, что основная сложность при работе в данном направлении - нарушение планирования, приводящее к нарушению целенаправленной деятельности.
Чтобы выполнить ряд последовательных действий, ребенок должен прояснить для себя, что именно и каким образом ему надо сделать, а также понять, в какой последовательности должны совершаться его действия. Когда речь идет о цепочке действий, представляющей какой-либо навык, мы подразумеваем
осознанное планирование. Однако начало формирования способности планировать действия приходится на ранний возраст, в котором чаще всего речь идет о неосознанном планировании, базирующемся на чувственном опыте малыша.
Если понаблюдать за поведением малыша с синдромом Дауна, можно заметить, что планирование затруднено не только при необходимости совершить сложную цепочку последовательных действий, но и в тех случаях, когда ребенок выполняет одно действие, требующее нескольких последовательных движений. Например, чтобы залезть на возвышение, нужно поставить на него согнутую в колене ногу, затем перенести на нее вес и только потом появится возможность согнуть и поставить на возвышение вторую ногу. Такая, на первый взгляд, простая задача, доступная ребенку по уровню физического развития, может оказаться невыполнимой из-за нарушения планирования последовательности движений. Анализ поведения ребенка в данной ситуации показывает, что он забывает включить в цепочку перенос веса тела с ноги на ногу. В чувственном опыте ребенка не оказалось необходимых ощущений, поскольку снижена проприоцептивная и кинестетическая чувствительность.
|
|
Приведем другой пример: ребенок сидит на диване. Чтобы слезть с него, он должен, перевернувшись на живот, сползти на пол. В данном случае, как и в предыдущем, трудность для ребенка заключается в определении последовательности действий. Кроме того, когда малыш поворачивается на живот, из поля зрения исчезает то, что его заинтересовало. Ребенок стремится достичь цели и, минуя промежуточные движения, пытается сползти на пол лицом вперед На планирование действий ребенка, очевидно, повлияло недостаточное развитие чувства константности объекта, которое, по мнению Пиаже, играет решающую роль в умственном развитии. Важность работы в данном направлении трудно переоценить именно из-за ее взаимосвязи с познавательной деятельностью ребенка.