Говоря о мелкой моторике, мы подразумеваем способность координировать движения мелких мышц, управляющих лицом и руками. В данном разделе речь пойдет о работе мелких мышц РУК-
Как уже говорилось в предыдущем разделе, мелкая моторика развивается на базе крупной моторики. Развитие движений начинается с головы и идет от средней линии тела к периферии (сначала развиваются движения плеча, затем предплечья, и только потом — кисти и пальцев), сначала развивается стабильность, а затем мобильность.
Стабильность подразумевает сохранение стабильности тела в статике и динамике и способность использовать руки при смене поз.
Билатеральная координация предполагает использование двух рук, перекладывание объектов из руки в руку, умение одной рукой держать, а другой - обследовать объект. При совершении действий, требующих разъединения и соединения объектов, одна
рука начинает использоваться как основная, другая - как помогающая, однако доминантной руки пока может и не быть.
Сенсорика и умственное развитие. Ж. Пиаже назвал возраст от рождения до двух лет сенсомоторным периодом развития ребенка и разбил его на 6 стадий. Именно в этом возрасте в сенсомотор-ном развитии ребенка происходят кардинальные изменения. Рассмотрим их с точки зрения развития мелкой моторики и деятельности.
|
|
Стадия //упражнение рефлексов. От рождения до месяца новорожденные хватают любой предмет, помещенный в их ладонь, сосут все, оказавшееся около рта. Новорожденные «упражняют» все имеющиеся у них навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их.
Стадия2: на этой стадии (1-4 месяца жизни) ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении малыша: появляется привычка сосать большой палец и, если на первой стадии это происходило случайно, то теперь ребенок произвольно направляет свой палец ко рту, что говорит о начале формирования системы «руки - рот», то есть о способности координировать действия руки и рта.
Ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, малыш делает попытки обнаружить невидимый ему источник звука. Все это говорит о формировании способности координировать слух и зрение, используя повороты головы. На данной стадии не издающий звука пропавший из поля зрения объект перестает существовать для ребенка.
Стадия3: (4-8 месяцев). В это время малыши выполняют целенаправленные действия, их поведение становится еще более контролируемым и координируемым. Возникает понимание между произведенным действием и результатом, то есть выстраиваются простейшие причинно-следственные связи. Кроме того, у ребенка на этой стадии складывается некоторое представление о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они существуют и тогда, когда их нельзя увидеть.
|
|
Стадия 4: (8-12 месяцев). Происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий, которые называют исследовательскими. Ребенок на этой стадии иногда может предвосхищать события, искать предмет именно в том месте, где находил его в последний раз.
(12 - 18 месяцев). Ребенок становится любознательным исследователем, ему, например, важно, как падают предметы, какой они издают при этом звук и многое другое. Он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, а в случае изменения ситуации - перестраивает способы достижения цели. Это начало истинно мыслительной деятельности. Для решения практических задач ребенок использует метод проб и ошибок. Он пытается найти предмет не только там, где находил раньше, поскольку понимает, что возможными другие варианты местонахождения невидимого объекта.
Стадия 6: (1,5 —2 года). На этой стадии мышление и поведение детей полностью зависит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигательной активности. В это время начинает появляться игра с предметом-заменителем или с воображаемым объектом. На этой стадии дети совершают действия не только с реальными предметами, но и с их образами, эти мыслительные операции позволяют в ряде случаев решать практические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок.
пооператорный (дооперациональный) период длится от 2 до 7 лет. Мы рассмотрим начало этого периода, охватывающее возраст до трех лет. У ребенка появляются символические функции: язык, символическая игра, отсроченная имитация, воспроизводящая события некоторое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мышления. Появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с непосредственным окружением ребенка.