От рождения до 4 месяцев (1-я и 2-я стадии развития)
• Смотрит на предмет.
• Машет руками.
• Следит за предметом.
• Пытается дотянуться до висящего над ним предмета.
• Разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет.
• Произвольно засовывает палец в рот.
От 4 месяцев до года (3-я и 4-я стадии развития)
• Тянет в рот предмет, находящийся в руке.
• Трясет вложенной в руку погремушкой. '
• Хватает предметы из рук взрослого.
• Сам берет находящийся перед ним предмет.
• Берет второй предмет, не бросая первый.
• Перекладывает предмет из руки в руку.
• Берет предмет, противопоставляя ладони большой палец.
• Берет предмет щепотью.
• Стучит предметом о предмет.
• Берет мелкие предметы, зажимая их между большим и
указательным пальцами.
• Использует пинцетный захват.
От года до двух лет (5-я и 6-я стадии развития)
• Опускает маленькие предметы в коробочку с отверсти
ем.
• Перелистывает книгу, захватывая несколько листов од
новременно.
• Вставляет стержень в доску с отверстиями.
• Строит башню из двух кубиков.
• Рисует каракули.
• Зачерпывает еду ложкой.
• Пьет из чашки.
• Строит башню из трех-четырех кубиков.
• Вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в
соответствующее отверстие.
• Может расстегнуть и застегнуть молнию (неразъемную).
• Снимает расстегнутую одежду.
• Листает книгу по одной странице.
От двух до трех лет
• Поворачивает дверную ручку.
• Нанизывает крупные бусы на шнур.
• Складывает пополам бумагу.
• Делает одно движение ножницами.
• Рисует, двигая все рукой от плеча.
• Вырезает из бумаги простые фигуры, может раскатать
пластилин.
• Аккуратно ест ложкой и вилкой.
• Чистит банан.
• Разворачивает фантик.
• Пьет из чашки, держа ее одной рукой.
• Надевает свободную одежду.
» Существуют факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению навыками мелкой моторики.
1.Уровень развития крупной моторики. Ребенок должен уметь устойчиво сидеть, сохраняя равновесие, у него должен быть хорошо развит контроль головы, мышцы плечевого пояса должны быть достаточно сильными, так как от этого зависит точность движений рук.
2.Умение имитировать движения. Малыш должен уметь повторять простые движения вслед за взрослыми, чего можно достичь, например, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм.
З.Сформированность зрительно-двигательной координации. Ребенок должен координировать движения руки и глаз, как, например, при игре в мяч.
4.Умение пересекать рукой среднюю линию своего тела, например, тянуться правой рукой к игрушке, предъяштенной слева.
5.Умение управлять предплечьем. Это значит, что малыш должен уметь менять положение кисти, используя движения предплечья (вращение запястья формируется позже): поворачивать их вверх тыльной или ладонной стороной или помешать на ребро, большим пальцем вверх Этого можно достичь, предлагая ребенку подставить ладони под струю воды, предложить поймать мяч, показать, как рубит топорик.
6.Наличие координированных движений рук, постепенное формирование доминантной руки. Взаимодействие ведущей и помогающей рук в норме полностью формируется к трем-пяти годам по данным разных авторов.
7-Отдельно следует выделить умение планировать свою деятельность. Правильное выполнение даже очень простого задания предполагает выполнение цепочки целенаправленных последовательных действий. Стоит еще раз повторить, что ответы на вопросы: Что нужно сделать? Как этого добиться? Что сделать сначала и что потом? — лежат в основе формирования любого навыка.