От двух до четырех лет


 


Навыки

Аккуратно помещает и достает предметы

Использует указательный и большой пальцы для пинцетного захвата

Появляется вращение запястьем

Используя ладонный захват, держит мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу Чиркает мел­ком по бумаге

Используя ладонный захват, держит мелок рабочим концом к большому пальцу Раскрашивает, рисует линии и округлые формы

Начинает чаще использовать одну руку в качестве ведущей

Появляются изолированные движения пальцев при манипуляции объектами

Рисуя, может держать карандаш или мелок щепотью


Оборудование

Пирамидки, доска с колышками Мелкие предметы, пазлы

Можно предлагать малышу под­ставлять ладони под струю воды, ловить мячик, подставляя ладони

Мелки, толстые карандаши

Мелки, пастель, фломастеры

Занятия, требующие билатеральной координации К примеру, отрывать кусочки бумаги, пластилина, игры с простыми сборными игрушками

Игры, в процессе которых надо отрывать маленькие кусочки ваты, пластилина Перелистывание стра­ниц, пальчиковые куклы, ножницы

Мелки, карандаши, ручки


Сильной стороной, активно используемой в обучении навы­кам мелкой моторики, является хорошая способность детей с син­дромом Дауна к имитации простых движений.

Организация работы с учетом принципов адаптивного подхода позволяет компенсировать своеобразие и отставание в формирова­нии навыков моторики. Коротко изложим суть адаптивного подхо­да к формированию навыков у детей и взрослых с особыми нуж­дами.

Для того чтобы выполнять действия, связанные с самообс­луживанием и/или другими видами деятельности, человеку не обязательно обладать совершенной ловкостью. Создание необхо­димых условий, при которых станет возможным выполнение тех или иных движений, обучение выполнению этих движений при


актуальном уровне развития навыков позволяет включить ребен­ка или взрослого с особыми нуждами в определенные виды дея­тельности. Все это помогает предупредить появление вторичных нарушений в интеллектуальной и социальной сферах. Кроме того, благодаря постоянной тренировке навыки будут совершенство­ваться, что поможет перейти на более высокий уровень их выпол­нения. Приведем простой пример.

Задание: Ребенок должен, сидя на стульчике, снять носочки.

Существующие трудности: Приподнимая ногу, малыш теря­ет равновесие. Кроме того, у него нет захвата щепотью и пин­цетом.

Решение проблемы на основе адаптивного подхода: использо­вание подходящего стульчика (кресла со спинкой, низкой скаме­ечки с наклонным кпереди сиденьем), обучение ребенка данному навыку с использованием ладонно-пальцевого захвата.

Адаптивный подход предусматривает также параллельное обу­чение ребенка навыку, представляющему для него сложность. В данном случае это работа над равновесием и шепотным захватом. Все это будет происходить в доступной и увлекательной форме и, по мере усвоения, вводиться в деятельность ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: