Навыки
Аккуратно помещает и достает предметы
Использует указательный и большой пальцы для пинцетного захвата
Появляется вращение запястьем
Используя ладонный захват, держит мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу Чиркает мелком по бумаге
Используя ладонный захват, держит мелок рабочим концом к большому пальцу Раскрашивает, рисует линии и округлые формы
Начинает чаще использовать одну руку в качестве ведущей
Появляются изолированные движения пальцев при манипуляции объектами
Рисуя, может держать карандаш или мелок щепотью
Оборудование
Пирамидки, доска с колышками Мелкие предметы, пазлы
Можно предлагать малышу подставлять ладони под струю воды, ловить мячик, подставляя ладони
Мелки, толстые карандаши
Мелки, пастель, фломастеры
Занятия, требующие билатеральной координации К примеру, отрывать кусочки бумаги, пластилина, игры с простыми сборными игрушками
Игры, в процессе которых надо отрывать маленькие кусочки ваты, пластилина Перелистывание страниц, пальчиковые куклы, ножницы
|
|
Мелки, карандаши, ручки
Сильной стороной, активно используемой в обучении навыкам мелкой моторики, является хорошая способность детей с синдромом Дауна к имитации простых движений.
Организация работы с учетом принципов адаптивного подхода позволяет компенсировать своеобразие и отставание в формировании навыков моторики. Коротко изложим суть адаптивного подхода к формированию навыков у детей и взрослых с особыми нуждами.
Для того чтобы выполнять действия, связанные с самообслуживанием и/или другими видами деятельности, человеку не обязательно обладать совершенной ловкостью. Создание необходимых условий, при которых станет возможным выполнение тех или иных движений, обучение выполнению этих движений при
актуальном уровне развития навыков позволяет включить ребенка или взрослого с особыми нуждами в определенные виды деятельности. Все это помогает предупредить появление вторичных нарушений в интеллектуальной и социальной сферах. Кроме того, благодаря постоянной тренировке навыки будут совершенствоваться, что поможет перейти на более высокий уровень их выполнения. Приведем простой пример.
Задание: Ребенок должен, сидя на стульчике, снять носочки.
Существующие трудности: Приподнимая ногу, малыш теряет равновесие. Кроме того, у него нет захвата щепотью и пинцетом.
Решение проблемы на основе адаптивного подхода: использование подходящего стульчика (кресла со спинкой, низкой скамеечки с наклонным кпереди сиденьем), обучение ребенка данному навыку с использованием ладонно-пальцевого захвата.
Адаптивный подход предусматривает также параллельное обучение ребенка навыку, представляющему для него сложность. В данном случае это работа над равновесием и шепотным захватом. Все это будет происходить в доступной и увлекательной форме и, по мере усвоения, вводиться в деятельность ребенка.