Организация и методика работы по формированию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с синдромом Дауна

На занятиях адаптационной группы развитие мелкой мотори­ки реализуется в игре, в различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), а также в ситуации совместной трапезы и подготовки к ней.

При организации работы выделяется ряд приоритетных на­правлений, связанных с особенностями развития детей с синдро­мом Дауна.

1.Формирование готовности к развитию навыков мелкой мо­торики. Если коррекционная работа начата в раннем возрасте, к моменту включения в групповую работу дети, как правило, демонстрируют достаточно высокий уровень готовности к раз­витию сложных навыков. Вместе с тем, большая часть детей нуждается в продолжении работы по развитию чувства равно­весия, координации «рука — глаз», согласованных движений рук, имитации.


2.Формирование стабильности, а затем и вращательных движе­ний запястья. Данные умения формируются параллельно с усложне­нием захвата, о чем будет рассказано ниже.

З.Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до пред­мета, брать и удерживать его, а также умения им манипулиро­вать, бросать, класть в определенное место.

Последовательность формирования захвата на примере развития навыков изобразительной деятельности, аппликации и лепки

Примечание. Появление любых форм захвата значительно опережает \его использование в деятельности Это наблюдается практически у всех детей. Так, например, малыш полутора лет, собирающий с ковра пылинки с использо­ванием пинцетного захвата, еще долго будет рисовать карандашом, зажав его в кулачке.

Рисование

Термин «ладонный захват» означает, что ребенок берет пред­мет, подгребая его пальцами к ладони. У детей с синдромом Дауна в деятельности такой захват формируется к 13 — 16 месяцам.

Первая ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони, ближе к рабочему концу, который направлен к мизинцу, то есть вниз. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата не требует вращения запястьем, что намного облегчает первые шаги обучения рисованию. Он больше подходит для рисования на горизонтальной поверхности, причем ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.

Вторая ступень формирования ладонного захвата

Мелок, фломастер или карандаш ребенок захватывает, про­тивопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец на­правлен вверх. Такой захват удобно использовать при рисовании на вертикальной поверхности, на горизонтальной поверхности такой способ используется гораздо позже, так как требует от ре­бенка умения стабилизации и вращения запястьем на весу.

Ладонно-пальцевый захват — переходный от ладонного захвата к захвату щепотью. Формируется у детей с синдромом Дауна к 2-5 годам.


(4 Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец мелка или кисти зажат между средним, указательным и большим паль­цами. При рисовании ребенок двигает всей рукой или предплечь­ем. Удобен при рисовании на вертикальной поверхности.

Захват щепотью подразумевает способность брать и удержи­вать предмет большим, средним и указательным пальцем. У детей с синдромом Дауна обычно используется в рисовании к 4-8 го­дам, в более простых видах деятельности может использоваться параллельно с ладонно-пальцевым захватом с трех лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: